Совместный проект Беларуси и «Штадлера» развивается. Первая белорусско-швейцарская электричка сойдёт с конвейера в конце года

Беларусь будет содействовать дальнейшей реализации совместного проекта с компанией «Штадлер» по производству железнодорожного транспорта. Об этом заявил Александр Лукашенко на встрече с генеральным директором швейцарской компании.

Ещё недавно здесь, под Фаниполем, в нескольких километрах от Минска, было чистое поле. Сейчас на территории в четыре футбольных стадиона строится единственный в СНГ завод по выпуску скоростных электричек.

Дмитрий Андрухович, помощник заместителя директора по обслуживанию производства предприятия «Штадлер Минск»: «Уникален прежде всего масштабами, величиной стен. Поезда можно будет перемещать друг с другом, что позволит усовершенствовать производство и быстро исправлять любые недочёты».

Крупнейший инвестиционный проект – это продолжение сотрудничества, начатого ещё в 2010 году. Выиграв тендер, швейцарская компания «Штадлер» начала поставлять электропоезда в Беларусь. Комфорт и удобство локомотивов за четыре года работы оценили уже более 6 миллионов пассажиров, а министр транспорта подсчитал экономический эффект.

Анатолий Сивак, министр транспорта и коммуникаций Беларуси: «Мы получим совсем другую экономику, стоимость всего срока эксплуатации. Потребление энергоресурса ниже, качество выше».

Беларусь приобрела 12 современных экспрессов. Шесть из них курсируют по маршруту городских линий, ещё четыре – на региональном сообщении. Два состава проходят последние испытания и ждут своего выхода. В будущем скоростные поезда свяжут столицу со всеми областными центрами. В этом заинтересован и инвестор. Петер Шпулер – бизнесмен в Европе весьма известный. В молодости профессионально играл в хоккей, выступал за цюрихский клуб «Грассхоппер». Занимался политикой, после избрания в швейцарский парламент работал в комиссии по экономике. Впрочем, наиболее ярко Петер Шпулер проявил себя в бизнесе. Возглавив 26 лет назад небольшую компанию «Штадлер», где тогда работали всего 20 сотрудников, превратил её в крупнейшего европейского производителя железнодорожных составов. Трамваи, рельсовые автобусы, электропоезда (двухэтажные и панорамные) перевозят пассажиров не только в родной Швейцарии, но и в Греции, Германии, США, Австрии, Италии и Франции.

У компании – десятки производственных филиалов по всему миру. Завод в Беларуси открывает швейцарцам ворота к рынкам стран бывшего Союза.

Петер Шпулер, генеральный директор компании «Штадлер Рэйл Групп» (Швейцария): «Хочу поблагодарить вас за крупномасштабную поддержку проекта и поздравить вас с пятью золотыми медалями, завоёванными белорусскими спортсменами в Сочи. В первую очередь это касается биатлона, первое место завоевала белорусская спортсменка, вторая на пьедестал поднялась девушка из Швейцарии и третья опять белоруска».

Встреча Петера Шпулера и Александра Лукашенко проходила, если говорить дипломатическим языком, в дружественной атмосфере. Означает это, конечно, что дела у партнёров идут в гору. И уже не вызывает сомнений: компания с мировым именем в Беларусь пришла всерьёз и надолго.

Петер Шпулер, генеральный директор компании «Штадлер Рэйл Групп» (Швейцария): «Строительство идёт хорошими темпами и без задержек. Сейчас в Швейцарии проходят подготовку 70 белорусских специалистов. Им предстоит заниматься сварочными работами. В ближайшее время подготовим ещё 50 человек – непосредственно для финального монтажа. Да и сама сборка поездов, которая начнётся в апреле, будет проходить под чутким руководством швейцарских специалистов. Так что можно говорить о тесном и многообещающем сотрудничестве – как на уровне подготовки кадров, так и проведении строительных работ».

Будущим городским электричкам отечественного производства уже сейчас зелёный свет. Завод ещё не достроен, а уже готов первый контракт с Россией на €350 млн. Двухэтажные электропоезда соединят центр Москвы с аэропортами Шереметьево, Внуково и Домодедово – будут поставлены для транспортной системы «Аэроэкспресс». А в перспективе рассматривается возможность продаж в Россию поездов для метро и трамваев.

Петер Шпулер, генеральный директор компании «Штадлер Рэйл Групп» (Швейцария): «Я понимаю, что это будет непросто, но мы уверены в успехе. Да и вообще этот совместный проект для нас – дело престижа».

Именно поэтому Петер Шпулер предпочитает лично контролировать, как идут дела, и раз в месяц приезжает в Беларусь. После встречи с Президентом бизнесмен заглянул в офис к партнёрам – на предприятие «Белкоммунмаш».

Петер Шпулер, генеральный директор: «Секрет высоких скоростей строительства? Думаю, это соединение белорусских и швейцарских методов работы. Я сам удивлён и поражён тем, насколько у нас здесь всё быстро получилось. В Швейцарии и Германии, возможно, так быстро всё бы и не получилось».

Первая белорусско-швейцарская электричка сойдёт с конвейера в конце года, а собирать прототип начнут в апреле и обещают, что поезда с завода Фаниполя будут отправляться заказчикам точно по расписанию.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram