Стихийные кладбища домашних животных продолжают разрастаться под Минском. Есть ли альтернатива?

Домашние питомцы сегодня живут во многих белорусских семьях. О них заботятся, как о членах семьи, но вот попрощаться так же, как и с людьми, не могут. Варианты, которые сегодня есть у владельцев после кончины любимых питомцев, либо бездушные, либо и вовсе незаконные.

Коты, собаки, хомяки, попугаи и даже экзотические хорьки. Домашние питомцы сегодня живут во многих белорусских семьях. О них заботятся, как о членах семьи, но вот попрощаться так же, как и с людьми, не могут. Варианты, которые сегодня есть у владельцев после кончины любимых питомцев, либо бездушные, либо и вовсе незаконные.

Пёс по кличке Котя умер полгода назад, а заботливая хозяйка всё это время раз в неделю приносит новые цветы на могилу любимого питомца. Рядом ещё одно захоронение – кота Лёшечки. Его Галина подобрала на улице, но за несколько месяцев так и не смогла вылечить. Обоих похоронила недалеко от дома. Почти за 20 лет такие стихийные кладбища домашних животных возникли едва ли не в каждом микрорайоне столицы.

Галина Гинц: «Здесь каждый день кого-то хоронят… Ведь хочется, если он с тобой прожил не один год, хочется прийти на то место, где он похоронен. Так же, как и кладбище для людей».

Здесь уже не один десяток крестов, фотографий и даже памятников домашним животным. Одни оставляют любимые игрушки, другие просто насыпают холм из земли. Но каждый из тех, кто навсегда оставляет здесь своего питомца, по сути, делает это незаконно. Территорию никто заранее не исследует, а единственный принцип, которым люди руководствуются, – это близость к дому. Тем временем штраф за самовольное захоронение может превысить 3 миллиона рублей.

Ирина Жевняк, заведующая отделением коммунальной гигиены Республиканского центра гигиены и эпидемиологии: «У нас есть одно ограничение: чтобы возможные источники бактериального загрязнения (а любое кладбище, будь то человеческое или для животных, может служить источником бактериального загрязнения) не располагались вблизи источников водоснабжения».

В то время как во многих странах, в том числе и в соседней России, круговорот жизни стал источником дохода для предприимчивых бизнесменов, единственный легальный вариант после смерти питомца в Беларуси – отдать его тело для обезвреживания в специальных биометрических ямах.

Любящие владельцы едва ли выберут такое последние пристанище для четвероногого друга. Так называемый скотомогильник в деревне Дегтярёвка расположен всего в нескольких километрах от Минска и существует уже сорок лет. Сюда чаще попадают бездомные животные, павший скот или те, кого после усыпления или неудавшейся операции решили не забирать из клиники. По мере заполнения этих могил-контейнеров их просто «консервируют», а рядом открывают новые – примерно по три в год.

Ирина Савёлова, начальник производственно-технического отдела предприятия «Экорес»: «Люди обращаются очень редко, потому что те условия, которые здесь созданы, их не устраивают, каждому хочется какое-то место для своего животного, могилу, куда можно прийти. Мы, к сожалению, таких условий создать не можем».

Ещё одна альтернатива, к которой призывают и эпидемиологи, – это кремация животного. Сергей уже три года предоставляет такие услуги. Идея пришла, когда у самого погибла собака. Конкуренцию в этом ритуальном бизнесе жёсткой не назовёшь. При этом с трудом удаётся отбить даже вложенные средства, не говоря уже о заработке. Если зимой крематорий получает хотя бы 15 заказов в месяц, когда сходит снег, их не больше трёх. Зачастую краеугольным становится вопрос даже не гуманности, а денег.

Сергей Дудко, директор компании по кремации домашних животных: «Общая кремация животного до семи килограммов стоит 450 тысяч, а индивидуальная кремация, когда мы возвращаем прах владельцу, – 1 миллион 100 тысяч».

Быть или не быть кладбищам домашних животных – вопрос, который сегодня в компетенции депутатов. Законопроект «Об обращении с животными» сейчас проходит общественные обсуждения и ещё 10 дней парламентарии, что называется, принимают предложения.

Юрий Дорогокупец, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Согласно статье 15-й проекта закона, местные исполнительные распорядительные органы (это входит в их компетенцию) должны определиться с местами захоронения трупов животных. Разрешается захоронение, утилизация праха или трупа животных, кремация».

Даже погибшие питомцы во многих семьях остаются не меньше, чем родными. Поэтому велика вероятность, что с появлением закона в Беларуси всё-таки возникнут легальные кладбища домашних животных. Но неясным пока остаётся вопрос, что станет с теми захоронениями, которые сейчас существуют без документов и оград. Ведь многие из них уже раскинулись на десятки метров.

Подписывайтесь на нас в Telegram