​Александр Лукашенко поставил задачу привести местные дороги в порядок за три-четыре года

Местные дороги необходимо привести в порядок и справиться с этой работой в течение трёх-четырёх лет. Такую задачу поставил Президент.

Плохие дороги – это не о Беларуси. Так принято считать, но так ли на самом деле? Об этом шёл обстоятельный разговор на совещании у Президента. Одной из ключевых тем стало состояние региональной сети. И здесь не всё так гладко. Местные автодороги необходимо привести в порядок в течение трёх-четырёх лет, поручил Александр Лукашенко. Поэтому детально обсудили не только финансирование работ, но и технические нюансы реконструкции.

И кто всё-таки рулит – человек или техника? Водитель, конечно, важное звено, но автоматизация на ремонте дороги М-6 доведена до максимума. Бортовой компьютер следит за уплотнением покрытия и температурой, а все данные по GPS в реальном времени уходят в центр. Контроль и качества, и сотрудника.

Трасса М-6 – Минск – Гродно – один из крупнейших дорожных проектов. Сейчас на расстояние в 280 километров водители тратят 3,5, а то и 4 часа. После ремонта – 2,5. Работы идут на двух отрезках: от границы Гродненской и Минской областей до Ивья, и на участке от Можейково до Щучина. Дорожники должны управиться за год, хотя движение не закрывается. А потом ремонт следующего участка – это 67 километров от Ивья до Можейково.

Александр Марцулевич, главный инженер предприятия «Гродноавтодор»: «В настоящее время проводится тендер по выбору подрядчика для строительства этого участка дороги. Прошлый участок выиграл белорусский подрядчик, несмотря на то, что принимали участие в торгах такие серьёзные конкуренты, как китайцы, итальянцы, турки, тем не менее наш подрядчик сыграл очень хорошо. Рассчитываем на то, что и этот участок тоже не уйдёт за пределы нашей страны».

Дорога – самая современная. Три слоя асфальтобетона с использованием новых антиразрушительных добавок. Вдоль трассы предусмотрены заграждения, чтобы избежать выхода животных на проезжую часть.

Игорь Сирота, главный инженер предприятия «Дорожно-строительный трест №6»: «Что нового в Гродненской области, так это устройство полимерной геосетки под щебеночным основанием. Это даёт увеличение несущей способности основания на 15-20%. Здесь будут установлены современные шумовые экраны, которые будут защищать населённые пункты от излишнего шума».

400 рабочих и 300 единиц техники ежедневно ремонтируют трассу. 117 миллионов долларов на это выделил Всемирный банк. И если здесь работы идут гладко (как никак, трасса республиканского и европейского значения), с местными дорогами дела обстоят не так радужно. На их состояние регулярно жалуются жители городов, посёлков и деревень.

В правительстве провели контрольный осмотр местных дорог – отчёт представили на совещании у Президента. Каждый десятый километр требует неотложного ремонта, в режиме ожидания – 700 мостов. Это данные на прошлую осень, и можно только догадываться, сколько ещё километров потеряно за зиму.

Ещё цифры: почти половина (48% местных автомобильных дорог) не ремонтировалась капитально в течение 20-30 лет. А половину мостов и путепроводов нужно приводить в порядок по габаритам и грузоподъёмности.

Всё это результат нехватки средств. Теперь финансирование чётко определено – на ближайшие четыре года 900 миллионов рублей выделят на ремонт местной сети из республиканского и местного бюджетов. Ещё один источник – госпошлина за допуск транспорта к участию в дорожном движении.

Владимир Амарин, министр финансов Беларуси: «Средства, поступающие от взимания госпошлины, составят примерно 40% бюджета, выделяемого на ремонт дорог. Сегодня эта пошлина распределяется в соотношении 61% в республиканский бюджет и 39% в местные бюджеты. С 2018 по 2020 год это распределение будет как минимум 50% на 50%».

Полмиллиарда долларов – деньги немалые. Но поддерживать дороги в надлежащем состоянии нужно – качественные трассы были всегда визитной карточки Беларуси, учитывая географическое положение и транзитный потенциал. Главный аргумент дорожников – медлить нельзя. Если ремонт не делать своевременно, в будущем он обойдётся втридорога.

Те, кто ездит по белорусским дорогам, вряд ли выступят за экономию при ремонте. Мол, всё это скажется потом на качестве. Но учёные Национальной Академии наук думают по-другому и разработали новые дорожные материалы, которые применили на первых пилотных километрах. Установлено, что битум стареет медленнее, добавки увеличивают сцепление машины с покрытием в два раза, а свойства присадок позволяют ремонтировать трассы при небольших заморозках. Подсчитано: такой ремонт обходится на 25% дешевле. Правда, пока не ясно, сколько покрытие будет служить. Учёные обещают двойной срок эксплуатации, но дорожники отвечают: окончательный ответ получим через пять лет.

Качество, сроки и разумная экономия – такие задачи поставлены сегодня перед губернаторами и руководителями ведомств. В ближайшее время Президенту представят детальные расчёты стоимости ремонта квадратного метра и типовые решения для восстановления дорог разной категории. Всё это найдёт отражение в профильной Государственной программе.

Анатолий Сивак, министр транспорта и коммуникаций Беларуси: «До этого момента у нас в программе были только республиканские дороги. Проект программы уже подготовлен, и здесь будут прописаны задачи по местным дорогам. Раньше местные дороги разрабатывались региональными программами».

Ещё один способ сэкономить – использовать цемент вместо асфальта. Благо, после модернизации заводы в Кричеве, Красносельске и Костюковичах могут выдать до 10 миллионов тонн. Да, на этапе создания бетонная дорога дороже на 15%, но служит она дольше. В некоторых районах решили сделать своеобразный «слоёный пирог» и поверх асфальта класть бетон.

Дмитрий Волкович, генеральный директор предприятия «Гроднооблдорстрой»: «Будем использовать местные материалы, которые у нас получат в республике – это цемент и, соответственно, применять новую технологию. Называется она вайтопинг, когда по асфальтобетонному покрытию устраивается цементобетонное. Плюсы такого покрытия – это долговечность. Если асфальтобетонное в среднем служит 15 лет, то это покрытие будет служить до 25 лет».

Впрочем, бетон будут использовать не везде, а только там, где эффективность подтвердят расчёты. Ремонтный сезон открыт. А вот как дорожники его проведут, Президент проверит осенью.

Подписывайтесь на нас в Telegram