Об этом заявил Александр Лукашенко во время рабочей поездки по Могилёвской области. Президент посетил Осиповичский вагоностроительный завод.
Посещение Президентом совместного белорусско-российского предприятия «Осиповичский вагоностроительный завод» не случайно. Предприятие хоть и частное, но здесь выпускают важную для государства продукцию – вагоны и танк-контейнеры. Правда, за три с половиной года – столько существует предприятие – многое из того, что было задумано, осталось на бумаге. Как этот производственный комплекс. Где пока работ не выполнено и наполовину. Почему затягивают сроки – это стало главным вопросом рабочей поездки Президента по Могилёвской области.
Вагоностроение для Беларуси как транзитного государства – очень важное направление в промышленности. Современное производство грузовых и специальных вагонов должно решить сразу несколько задач. Ведь предприятие должно работать и с прицелом на экспорт, и обеспечивать собственный рынок. Например, белорусскую железную дорогу, доход которой формируют, в основном, грузоперевозки. Ведь подвижной состав необходимо менять.
Первый этап в реализации проекта уже пройден. В Могилёве в 2005 году по поручению Президента создан и работает завод по производству вагонов, в том числе полувагонов и хопперов для перевозки сыпучих грузов. Ещё несколько видов ‑ для перевозки цемента, зерна и леса ‑ проходят сертификационные испытания в России. После чего предприятие запустит их в серийное производство. Правда, часть комплектующих и материал ещё закупают за рубежом, а это дополнительные расходы.
Александр Лукашенко: «В течение 1,5-2 лет этот завод должен производить весь спектр комплектующих для производства того класса вагонов, которые мы будем производить в Могилёве».
Ещё один мощный центр отечественного вагоностроения ‑ завод в Осиповичах, созданный на базе ремонтного депо и тоже по поручению Президента. Учредители предприятия – российская компания «Гранд экспресс» с долей 74 %, остальные 26 % акций принадлежат Белорусской железной дороге. Здесь не только ремонтируют, но и выпускают танк-контейнеры, цистерны.
В отличие от могилёвского завода, в Осиповичах совсем другая технология производства вагонов – европейская, так что продукция в состоянии конкурировать на зарубежных рынках. Президенту показали цех, где собираются вагоны и новый тип ходовой части.
Серийно производить вагоны нового типа будут на этой пока ещё строящейся площадке. Но судя по темпам строительства о запуске второй очереди в срок – говорить не приходится.
Проект оценивается более чем в 130 миллионов долларов, 80 уже освоено. На этой неделе пришёл и первый кредитный транш из Евразийского банка развития. Он, конечно, прибавил скорости рабочим, но это всё равно не те темпы, которые обещали Президенту. Почему важное для страны производство превратилось в долгострой и кто в этом виноват – Президент разбирался уже детально на специальном совещании в Осиповичах. Лукашенко раскритиковал не только акционеров предприятия, но и правительство, которое, по его словам, заняло стороннюю позицию, пустив всё на самотёк.
По словам премьер-министра, в основе всего лежат проблемы с финансированием. Руководство «Гранд экспресса» основную ставку делало на беспроцентный кредит, который привлечь так и не получилось. После затяжных переговоров Евразийский банк развития, а именно с ним работают россияне, деньги выделил, но под коммерческую ставку в 11 с половиной процентов. И то под гарантии белорусского правительства.
В итоге: вовремя не разработаны проекты, не созданы обещанные рабочие места, совсем не теми темпами идут строительные работы и, как следствие, на этом этапе завод пока в убытке.
Чтобы исправить ситуацию, правительство предлагает взять проект под более пристальный государственный контроль – начиная от ревизии закупок и более внушительного присутствия в наблюдательном совете до пересмотра условий инвестпроекта.
Представители «Гранд экспресса» претензии в свой адрес приняли. Более того, выразили желание развивать и диверсифицировать бизнес в Беларуси – это и производство подшипников, и оказание транспортно-логистических услуг. Некоторые проекты уже на стадии реализации, и здесь уже критика прозвучала в адрес белорусских чиновников. К примеру, чтобы просто согласовать один из проектов, бизнесменам понадобилось несколько месяцев.
Если есть договор, его нужно исполнять – это принципиальная позиция Президента. Тезисы сегодняшнего разговора Глава государства, конечно, адресовал многим представителям иностранного бизнеса. В случае с «Гранд экспрессом» все коллизии Александр Лукашенко предложил считать недоразумением, конечно, если, как и условились, в конце года инвестор выполнит свои обещания.
Подписывайтесь на нас в Telegram