Кадровая настройка

Вторая часть совещания 10 декабря была посвящена совершенствованию работы с руководящими кадрами. Это может показаться невероятным, но Беларусь испытывает дефицит грамотных чиновников.

Вторая часть совещания 10 декабря была посвящена совершенствованию работы с руководящими кадрами. Это может показаться невероятным, но Беларусь испытывает дефицит грамотных чиновников. Поэтому вопрос, как привлечь на государственную службу наиболее авторитетных, талантливых и творчески мыслящих людей, остаётся открытым.

С 7 утра и до победы – вот уже год в таком режиме работает глава Администрации Центрального района Минска Олег Поскробко. Ему всего 34 года, несмотря на молодой для столичных руководителей возраст, 10 лет работы в системе жилищно-коммунального хозяйства Минска научили и деньги считать, и дыры латать, и мобилизации усилий от подчинённых требовать.

В Центральном районе Минска относительно немного промышленных предприятий, но именно здесь сосредоточен практически весь административный корпус страны – резиденция Президента, Дом Правительства, обширная сеть министерств. В дополнение к этому – старый жилой фонд, который нуждается в ремонте, и, с другой стороны, более 100 новостроек – гостиницы, банки, торгово-развлекательные комплексы. Задачи большие, а людей не хватает. Вот уже три месяца пустует кресло руководителя Управления капитального строительства, а за строительство и архитектуру в районе отвечают всего три человека. Впрочем, и их скоро не станет видно за документами, которые стопками приносят на подпись.

После оптимизации штата госслужащих в Администрации Центрального района осталось 82 человека. Большая часть – молодёжь, средний возраст – 30 лет. С одной стороны, это хорошо – свежие идеи и предложения. С другой стороны, характерная для нынешней молодёжи поспешность в решениях и небрежность в работе с документами.

Это лишь один из примеров работы местной вертикали, причём в Минске, где нет проблем с посевной и уборочной. Но даже здесь как на ладони видны типичные проблемы в системе государственного управления: излишний документооборот, зачастую отвлекающий от настоящих дел, кадровый дефицит, отсутствие мотивации для профессионального роста и в целом – падение престижа работы государственного управленца.

Эти темы стали главными на совещании, посвящённом совершенствованию работы с руководящими кадрами. По оценке Администрации Президента, в Беларуси создана стройная система кадрового выдвижения. В основе – советские наработки, когда во власть приходят люди с успешным производственном опытом. Причём всё на виду – перспективные специалисты состоят в кадровом резерве. Но активности этому резерву как раз и не хватает. Ведь в министерствах и в местной вертикали всё больше вакансий.

Александр Лукашенко на совещание собрал 250 человек – от премьер-министра до председателей райисполкомов, чтобы узнать – это только цветочки и не хватает лишь организационных решений, или уже ягодки, то есть проблемы стали системными. Глава президентской Администрации, не драматизируя ситуацию, представил комплекс мер, которые, наряду с другими дельными предложениями, будут прописаны в законопроекте «О совершенствовании работы с руководящими кадрами». Предлагается усилить ответственность за злоупотребление служебным положением, поставить правовой барьер практике пересаживания «проштрафившихся» чиновников из одного кресла в другое. В материальном плане – увеличить дифференциацию оплаты для руководителей министерств и регионов. Это должно стимулировать здоровое желание быть начальником. Пока же многие чиновники отнюдь не желают расти профессионально. Ступенька вверх в личной карьере для некоторых означает лишь рост ответственности при незначительной корректировке зарплаты.

Ещё одно предложение – финансово стимулировать не рост, а успешность руководителя, то есть выполнения им экономических показателей. С таким предложением солидарны и губернаторы, которые выступают за большую свободу для поощрения.

Некоторые участники совещания считают первоочередным делом усилить методику поиска и отбора потенциальных лидеров. И здесь речь, скорее, не о материальных поощрениях, а об идеологии. Ведь тот, кто идёт работать во власть ради укрепления сугубо собственного благосостояния, очевидно, не самый лучший её представитель.

Сегодня в Академии при управлении Президента обучаются более 6 тысяч студентов и слушателей, ещё 5 тысяч специалистов повышают квалификацию. В основном это уже работающие специалисты – кандидаты на повышение, которым не хватает опыта или знаний. В составе Академии три института: управленческих кадров, государственной службы, научно-исследовательский институт теории и практики госуправления. К слову, за практический аспект в вузе отвечают инновационные площадки – то есть предприятия, райисполкомы, где слушатели знакомятся с методами руководства и управления.

После оптимизации в Беларуси стало на 13 с половиной тысяч чиновников меньше. Госаппарат стал легче, но прибавил ли он в мобильности и, главное, в эффективности – вот вопрос. Александр Лукашенко поручил ещё раз проанализировать итоги оптимизации, а также упорядочить все предложения, которые высказали участники совещания.

Государственная вертикаль формировалась и строилась вместе со становлением всего белорусского государства. То есть этому процессу всего два с небольшим десятилетия. Окрепнув и сформировавшись, управленцам важно не закостенеть. Ведь на государственных служащих лежит другая, не менее важная задача – обеспечить динамичное развитие страны.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram