Размышления о воспитании подрастающего поколения. Во что играют сегодня наши дети? Какую игрушку лучше выбрать для малыша, чтобы была и доброй, и красивой, и не опасной, да и не дорогой? Что приобрести для развития и забав младшему школьнику и подростку? Объясняет протоиерей Федор Повный, настоятель прихода в честь Всех Святых в г. Минске Минской епархии Белорусской православной церкви.
Мне думается, сегодня нет семьи, которую бы не волновали эти вопросы. При взгляде на многоцветное обилие всевозможных игр и игрушек в наших магазинах и киосках может показаться, что уж с игрушками у сегодняшних детей нет проблем, были бы деньги у родителей. Но, увы, при не виданом прежде игрушечном изобилии наши дети перестают играть. Перестают подражать маме, умывая и одевая любимую куклу, и папе, строя из дощечек и щепоток дом для куклы. И даря малышке расфранченную куклу-модель или подросшему школьнику игровую приставку к телевизору или iPad, можем ли мы быть уверенными, что они не навредят душе ребенка, не станут врагом семьи?
Как отметил Федор Повный, сегодня игрушки становятся все более и более недобрыми, агрессивными. Более того, происходит явная демонизация игрушки, идущая параллельно с аналогичными процессами в обществе. Сам собой напрашивается невольный вопрос: «А как оградить ребенка от этого негативного влияния? Как самим изготовить творческие игрушки?»
Здесь, мне думается, разговор должен идти не просто теоретически, но и на уровне практических советов. Однако прежде мне бы хотелось предложить нам с вами экскурс, экскурс в исторические традиции славянской игрушки. Той игрушки, которая является лучшим способом предостережения от бездуховности, а затем, в последующих передачах, насколько у меня хватит духовных сил и красноречия, попытаться дать, особенно молодой семье, своеобразный компас в мире современной игрушки. И вот здесь на ум приходят невольно, невольно вспоминаются слова апостола и евангелиста Луки. В Евангелии от Луки, в 7 главе, 32 стих: «Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: “Мы играли вам на свирели, а вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали”».
Но давайте начнем разговор в несколько ином ракурсе: давайте начнем разговор с взрослых игр. Вы заметили, что, покупая современные игрушки, отцы и матери порой охотнее играют в них, чем сами дети. И это не случайно. Когда одного ученого спросили: «Что вы станете делать, если начнется конец света?», – он ответил: «Играть!» Заметьте, не плакать, не смеяться, не молиться, а играть! Да, взрослое человечество играет: самозабвенно и азартно играет на биржах, на стадионах, на сценах, в конференц-залах и в казино. Взрослые играют иногда в политику, часто в деньги, играют словами и зданиями, играют в любовь и порядочность, а некоторые стали играть в войну.
Современная игровая цивилизация, отмечает протоиерей, по сути своей – проявление неоязычества, в центре которого стоит обожение всяческих кумиров и собственных страстей. На наших глазах происходит нивелировка понятия взрослости, а значит, и детства.
Как сказал один современный богослов: «Сегодня разница между взрослым и ребенком – в цене игрушек». Действительно, игрушки дорожают, за них дорого расплачиваются. В наши дни игра становится образом жизни миллионов взрослых. И получается, мы чаще играем, а не живем. Если же обратиться к традиционной славянской христианской культуре, то окажется, что понятие игры для наших предков имело позитивный смысл только в отношении потехи, развлечения, праздника. Поэтому свадьбы в старину игрались, а сейчас – справляются, часто как нужда. А слова «игрок», «игрун» применительно к взрослому и вовсе приобретали неодобрительный, негативный оттенок, обозначение своего рода одержания, безумства. Игроков, лицедеев, как их называли встарь, даже хоронили вне церковной ограды, как самоубийц.
Оказывается, что для славянской традиции было характерно невмешательство взрослых в детский быт, признание детской игровой автономии, право на игру. Это выражалось, в частности, в охотном изготовлении игрушек взрослыми и в существовании особого пространства для игр. Даже в самой бедной крестьянское избе, как микрокосмосе дома, для детей было отведено самое высокое, небесное место. Этим местом являлся дощатый настил над печкой, так называемые полати. Самое выигрышное место для успешной детской игровой жизни.
Так было встарь. И, пожалуй, на этой мысли, учитывая временные рамки передач, мне придется завершить нашу беседу, чтобы в следующий раз поговорить о том, во что же любят играть наши дети сегодня.