Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная / Новости / Новости общества

Во что верят люди? В чем смысл церкви? Чему учит христианство? Объясняет протоиерей Федор Повный

Во что верят люди? В чем смысл церкви? Чему учит христианство? Что для людей значит Бог? Объясняет протоиерей Федор Повный, настоятель прихода в честь Всех Святых в г. Минске Минской Епархии Белорусской Православной Церкви.

«Несколько лет тому назад одно французское издательство обратилось к ряду известных людей – писателям, философам, людям искусства, науки; обратилось с просьбой: написать небольшую книгу на тему "Во что я верю". Большинство этих людей – верующие, верующие в Бога, и при этом члены одной и той же Церкви, католической, то есть Церкви, меньше, чем другие, допускавшей на тот момент так называемую свободу мнений, и это значит – в основном требующей конформизма. И вот, несмотря на это, ответы опрошенных оказались глубоко разные, и каждый из них читается с захватывающим интересом. Казалось бы, одна и та же вера, но преломляясь в личном опыте, в личном восприятии и переживании, становится новой и личной, а вместе с тем не перестает быть единой и общей», – сказал настоятель.

Также он отметил, что в нынешнее время люди часто говорят о вере и христианстве, однако лишь в безличном или объективном плане. Но вера по самой природе и сущности своей есть нечто глубоко личное и только в личном опыте она и живет по-настоящему, добавил настоятель.

«Только тогда, когда то или иное учение Церкви, тот или иной догмат, то есть утверждение некоей истины, становятся моей верой и моим опытом и, следовательно, главным содержанием моей жизни, только тогда вера эта живет. Если вглядеться и вдуматься в то, как совершается передача веры от одного человека к другому, то становится очевидным то, что по-настоящему убеждает, вдохновляет и обращает к вере именно личный опыт. Не тик-ток, не присутствие в интернет-пространстве, не медийность. В христианстве же это особенно важно, потому что христианская вера на самой своей глубине есть личная встреча со Христом, принятие не того или иного учения или догмата о Христе, а самого Христа. Христианство, иными словами, предельно лично. Это совсем не значит, что оно индивидуалистично, отнюдь нет, но встречают, узнают, любят люди одного и того же Христа. Это значит, тем не менее, что Христос обращен к каждому, и вера каждого, будучи укоренена в общей вере, вместе с тем – и единственна. И мне думается, напомнить это важно, потому что в наши дни некоторые ох как пытаются свести спор о вере и о религии к какому-то псевдонаучному или абстрактному спору, разбить верующих реальными какими-то "научными" аргументами. Понятно, если бы речь шла об объективно познаваемом явлении природы, тогда, как в этом научном, лучше же сказать – ложно-научном, плане все то, что утверждают христиане как содержание своей веры, оно действительно недоказуемо», – сказал Повный.

Кроме того, протоиерей уточнил, что если веру нельзя доказать, то о ней можно рассказать.

 

«Для нас, верующих во Христа, оно и не требует никаких доказательств, потому что оно для нас в нашем опыте: личном, духовном опыте веры. Верующие знают непосредственно реальность этого опыта, как знает человек в себе реальность любви, восхищения, жалости, сострадания… А это значит, что если веру нельзя доказать, то о ней можно рассказать. И вот таким рассказом о вере, о вере, а не о научных сводках и фактах, является, в сущности, и само Евангелие. Это передача теми, кто видел и слышал Христа, и поверили Ему, и полюбили Его так, что Он стал их жизнью, – передача ими именно этого своего опыта. И потому и остается Евангелие навеки живым, потому-то и ударяет прямо в сердце, тогда как философские и Богословские трактаты часто оставляют и ум, и сердце холодными», – рассказал настоятель.

Повный подчеркнул, что сейчас людям необходим живой рассказ о вере, которая состоит в таинственной уверенности, что все то, что сделал и сказал Христос, он сделал для каждого. 

«Эту и последующие беседы хочу посвятить вере, но не только в ее объективном и, так сказать, "Богословском" содержании, но прежде всего – в ее личном прорастании в душе. Но что бы я ответил, если бы мне сказали: что значит для вас Бог, что, собственно, разумеете вы, когда произносите это таинственное и одновременно такое знакомое и повседневное слово? Кто для вас Христос? Вот, говорят христиане, что Он умер за нас, что Он воскрес из мертвых, что в Нем побеждена смерть; вот поют в ваших Церквах: "…И мертвый ни един во гробе", – а вокруг, вокруг нас продолжает царствовать смерть. И что же все это значит – не на словах только, не в ссылках на ученые книги, что значит это в реальной и живой жизни одного человека? Вы говорите всегда о Церкви, в чем ее смысл? Вы говорите о Троице, о Духе Святом, о благодати и таинствах, о прощении грехов. И за всеми этими словами ведь должен же стоять некий живой и личный опыт, иначе – что же они значат? А вместе с тем в нашем мире, так далеко ушедшем от веры и Христа, так трудно прорваться к нему, к этому опыту, так трудно "по душам" поговорить о нем», – заявил протоиерей.