Беларусь прикладывает все усилия для нормализации обстановки с поставками на российский рынок. В правительстве прошло совещание, на котором представители министерств и предприятий обсудили меры по урегулированию.
Уже 1 декабря в Минске ждут российскую делегацию. Переговоры продолжатся. Тем временем независимые эксперты о сложившейся ситуации всё больше говорят как об инструменте политического давления. А на производствах не понимают: чем же не угодила белорусская продукция, которая много лет пользуется спросом у соседей?
Вопрос на Гомельском мясокомбинате в последнюю неделю лишь один – как их предприятие оказалось в запретном списке Россельхознадзора? Ведь ни партнеры, ни покупатели, ни, самое главное, ветеринарные службы из России претензий к качеству мясной продукции не высказывали.
Владимир Гараев, начальник лаборатории ОАО «Гомельский мясокомбинат»: «Мы проводим испытания, проводим их и в сторонних организациях. Также у нас имеются договоры с Брянской межобластной ветеринарной лабораторией. Имеются протоколы, которые подтверждают качество Российской Федерацией о качестве нашего продукта».
Ситуацию здесь называют странной ещё и потому, что на недавней международной выставке «Лучший продукт» в Москве гомельчане завоевали три медали. И секреты качества они не скрывают: рецептуры традиционные, а вредные добавки – под запретом.
Игорь Семенов, главный ветеринарный врач ОАО «Гомельский мясокомбинат»: «Ни при входящем контроле, ни в процессе производства продукции никаких забраковок никогда у нас не происходило, и поэтому претензии, высказанные в наш адрес, я считаю необоснованными».
Только из Гомеля в Россию отгружали 180 тонн колбасных и мясных изделий. Но сегодня договоры поставок «заморожены», объёмы производства приходится сокращать. Падает выручка.
Ричард Стефанович, директор ОАО «Гомельский мясокомбинат»: «Я, как директор предприятия, хочу заверить в том, что наша продукция соответствует всем требованиям международного качества и она безопасна не только для покупателей Российской Федерации, но и для белорусских. Мы не делим… Я надеюсь, что это временное явление, что наши ветеринарные службы, Министерство сельского хозяйства и Россельхознадзор сядут за стол переговоров и найдут компромисс».
Переговоры по поставкам продовольствия в Россию должны состояться во вторник, 2 декабря. А в понедельник, 1 декабря, в Беларусь приедут ветеринарные специалисты из России, свои заключения дадут представители Международного эпизоотического бюро, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии и Польши.
Продовольственные претензии к белорусскому мясу и молоку были заявлены 24 ноября, тогда Россельхознадзор приостановил поставки девяти белорусских комбинатов. Продукцию назвали небезопасной из-за повышенного содержания антибиотиков и вредных бактерий. Уже через два дня в чёрный список попали ещё восемь предприятий с той же формулировкой. Ещё один удар Россельхознадзор нанёс по транзиту белорусской продукции через территорию России. Официальная Москва усмотрела в этом контрабанду импортных продуктов, а также усомнилась, что грузовики не доезжают до конечного пункта, например в Казахстан или Таджикистан, заявив, что товар «растворяется» на просторах России.
Владимир Менякин, начальник управления ветеринарного надзора Россельхознадзора: «Был выявлен крупнейший, наверное, за историю существования Россельхознадзора, вскрыт и пресечён канал контрабандной поставки шпика и свинины неизвестного пока происхождения. Можно предполагать на 90%, что это был европейский шпик. Семь с половиной тысяч тонн. Из Республики Казахстан, который следовал через белорусские пункты пропуска по поддельным бразильским и литовским ветеринарным сертификатам».
В докладе российского чиновника на коллегии Россельхознадзора, которая состоялась в 27 ноября, фигурирует сразу четыре страны мира. А санкции контролёры предъявили только белорусским предприятиям. Причём любопытно, что ведомство даже не скрывает того, что не установило, была ли вообще контрабанда, ограничившись словами «неизвестного происхождения». От таких выводов теряют в итоге все – и белорусские производители, и российские покупатели.
По прилавку смоленского магазина можно изучать географию Беларуси. Когда в Москве Россельхознадзор объявил о запрете, в Смоленске открыли магазин белорусских колбас. Девятый по счёту магазин этой торговой сети. Ставку здесь делают только на белорусские продукты, потому что расчёт себя полностью оправдывает.
Наталья Карпенкова, продавец магазина «Белорусские колбасы»: «Мы очень довольны даже этими пятью днями. Люди благодарны, приходят, говорят «спасибо». Естественно, наша молочная группа, наши колбасы соответствуют качеству».
Если причины российских претензий к белорусским продуктам поискать более глубоко, то всё упирается в санкции. Сначала американские и европейские по отношению к России, затем – ответные, когда официальная Москва объявила под запретом молоко, мясо, рыбу, морепродукты, овощи и фрукты из США, Евросоюза, Канады и Австралии. И когда Беларусь взялась восполнить возможный дефицит в российских магазинах, то получила одобрение из российского правительства. А сейчас рычаг повернули в другую сторону.
Одна из главных претензий Россельхознадзора – в Россию из Беларуси значительно увеличились поставки продуктов, попавших под санкции. Но в отчёте Министерства сельского хозяйства и продовольствия есть любопытные цифры – за 10 месяцев 2014 года Беларусь поставила в Россию 275 тысяч тонн мяса и 2 миллиона 694 тысячи тонн молока. Это меньше, чем по установленным Минском и Москвой квот годовым квотам. Или другие цифры за три месяца, с августа по октябрь: белорусские аграрии импортировали из третьих стран 35 тысяч тонн мяса и вдвое больше молока, а в Россию отправили их ничтожную часть. И вот эти показатели прямо говорят о том, что на Восток поставляется продукция именно белорусских производителей.
Арсений Сивицкий, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований: «Действия российской стороны не вписываются в интеграционную логику ЕврАзЭС. Договорились работать без изъятий, барьеров, но российское эмбарго привело к тому, что появились новые торговые барьеры. Непонятно».
Но даже если и предположить, что в Россию попадает продукция из третьих стран, то этот случай напоминает ситуацию с экспортными пошлинами на углеводороды. Беларусь покупает в России сырую нефть, перерабатывает её на своих нефтеперерабатывающих предприятиях и продаёт на Запад. Выгода есть у всех, производителю платят за сырьё, переработчику – за конечный продукт. В вопросе продовольствия всё схоже. Беларусь импортирует западное сырьё, ведь никто не запрещает предприятиям его перерабатывать и продавать в ту же Россию. Тем более что по соглашениям Беларуси, Казахстана и России любая завезённая и переработанная внутри Таможенного союза продукция считается уже не импортной, а произведённой на территории интеграции. Ведь при создании единого Таможенного союза страны задекларировали четыре свободы – свободного перемещения капитала, рабочей силы, услуг и товаров.
«Гомельский уик-энд» – так назвали свою вылазку в Беларусь семьи из России. Говорят, приехали за чистотой и качеством. Продовольственный шоппинг – обязательнаячасть поездки.
Ольга Леонова, гражданка России: «Мы приезжаем, покупаем здесь мясо, колбасы. Здесь хорошие, великолепные молочные продукты, творог, йогурты – качество очень нравится. Нет добавок. Я всегда читаю состав продуктов, чтобы не было добавок с буквами Е, заменителей, ароматизаторов. И моим требованиям, хочу сказать, довольно высоким требованиям, белорусская продукция удовлетворяет. Там если и есть какие-то добавки, то они из натурального сырья».
Анастасия Сычева, гражданка России: «Качество натуральное, нет пальмового масла –вот что нам нравится. Натуральные продукты, «молочка» не из порошка – вот что главное для ребёнка. Мясные колбасы очень хорошие у белорусов. Сертификат есть у белорусов, в России продукция не сертифицирована».
Пока покупатели голосуют не только кошельком, но и желудком, чиновники будут разбираться, кто же прав в вопросах качества и транзита. Переговоры назначены на 2 декабря.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram