Запас прочности: энергосистема Беларуси прошла испытание январскими морозами

​Прошедшие морозы стали настоящим испытаниям для многих служб: от ЖКХ и транспорта до здравоохранения и энергетики. Наши корреспонденты решили узнать, как холода испытывали энергосистему страны.

Прошедшие морозы стали настоящим испытаниям для многих служб: от ЖКХ и транспорта до здравоохранения и энергетики. Самый простой пример: при минус 25 заведётся не каждый дизельный двигатель, а как при этом должна работать мощная турбина в несколько сотен мегаватт, чтобы в квартирах белорусов было по-прежнему тепло? Наши корреспонденты решили узнать, как холода испытывали энергосистему страны.

На Минской ТЭЦ-3 – именно она обеспечивает теплом и электричеством крупнейшие предприятия и несколько жилых районов столицы – в рождественские дни увеличили тепловую мощность оборудования вдвое. Когда за окном было минус 30, воду для подачи в теплосеть едва ли не кипятили – до максимальных 99 градусов. Повышенная нагрузка легла не только на машины, но и персонал – обход и диагностика проводились чаще обычного. Внештатных ситуаций не зафиксировано, проверку морозом прошли достойно.

Тандем «мороз и солнце» для энергосистемы страны – это более приемлемый вариант, чем «снег и ветер». Этот дуэт при температуре около нуля вызывает ледяной дождь, от которого линии электропередачи рвутся, как нитки. В январе прошлого года циклон «Даниелла» прошёл по Беларуси, засыпал дороги, оставив без света сотни населённых пунктов и не самые лучшие воспоминания. В этот раз всё гораздо проще – отключения были, но не массовые, и устранялись в течение считанных часов.

Заменили провода и старое оборудование, расчистили и расширили просеки, убрали деревья – эти в общем-то простые действия повысили надёжность и устойчивость всей энергосистемы. Теперь любой циклон энергетики готовы встретить во всеоружии. И за прогнозом погоды (а синоптики вновь обещают те самые «около нуля» с осадками) теперь можно следить более спокойно.

Обеспечить тепло в отдельной квартире и технологичный производственный процесс на крупном предприятии – очевидно, что в мороз для этого требуется куда больше ресурсов.

Зависимость погодной температуры и потребления газа в масштабе страны выглядит следующим образом. При средних январских -5°C Беларуси ежедневно требуется 75 миллионов кубометров газа. Каждый следующий градус похолодания приводит к увеличению потребления на миллион кубометров.

В Рождество, когда был пик заморозков, энергетика, промышленность, система ЖКХ суммарно освоили 90 миллионов кубометров газа. Это на 20% выше нормы, предусмотренной контрактом с «Газпромом». Весь объём «голубого топлива» российский монополист и его филиал «Газпром трансгаз Беларусь» предоставили полностью и в срок. В целом, если брать объёмы, специалисты говорят о весьма мягких условиях договора: по итогам месяца можно перебрать 5% запланированных кубометров или, если будет тепло, недобрать 10%. Если в заданный коридор не вписываешься, предусмотрены штрафные санкции. Для сравнения: в отношении других стран (например, Украины) «Газпром» применяет безапелляционный принцип «бери или плати», по которому покупатель должен в любом случае рассчитаться за оговоренные объёмы вне зависимости от того, сколько газа ему необходимо на самом деле.

«Газпрому» принадлежит вся газотранспортная система, включая и три подземных хранилища на территории Беларуси. Это означает, что откуда поставлять газ для страны – из хранилища или магистрали – российская компания решает самостоятельно. При заключении контрактов свои энергетические интересы Беларусь отстаивает в правовом поле.

Подписывайтесь на нас в Telegram