Зачем «уговаривать» страны Европы, или Куда Беларусь направит высвободившийся кадровый состав дипломатов?

Зачем «уговаривать» страны Европы, или Куда Беларусь направит высвободившийся кадровый состав дипломатов?

Прошедшее у Главы государства совещание с руководством МИД и главами белорусских диппредставительств получило широкий резонанс. Это неудивительно, ведь дипломатическая служба играет стратегическую роль в жизни любого государства. Наш колумнист Павел Игнатьев проанализировал значение и миссию тех, кто имеет высокий и почетный статус дипломата.   

Несомненно, дипломаты – особая категория общества. Они – залог успеха страны на международной политической, экономической и гуманитарной аренах. На этих основных «китах» выстроена современная дипломатия. Именно они тонко и умело влияют на настроения элит стран пребывания в интересах, прежде всего, собственного государства.

Обыватель часто представляет дипломатическую службу в виде некой «картинки с выставки»: приёмы, неспешные светские беседы с бокалом шампанского в окружении «сильных мира сего». Однако в этой профессии все гораздо сложнее. Дипломаты, в первую очередь, – политики, на чьих плечах лежит тяжелая и ответственная ноша – быть лицом своей страны, практически защищать интересы белорусских граждан в любой точке мира. 

Вспомните, когда только начиналась эпидемия коронавируса, одних только белорусских туристов, застрявших в разных странах из-за отмены авиарейсов, наш МИД тысячами возвращал домой 24 часа в сутки!

Или рассмотрим текущую работу консульских отделов посольств. Так, в посольстве Беларуси в Латвии в 2006–2009 годах на консула приходилось 3 тысячи приемов белорусских и латвийских граждан (около 900 человек в год)! А еще подготовка запросов, справок и аналитических записок, процедуры приема/выхода из гражданства… И так – практически в каждом посольстве! Такую нагрузку выдержит не каждый.

Кроме всего, это еще и риск. Страны пребывания, а также происходящие в мире события бывают разные. Несколько примеров. 

  • В 1979 году по политическим причинам 66 сотрудников дипмиссии США в Иране были захвачены в здании посольства местными исламистами. Лишь спустя 444 дня их освободили. 
  • Около 10 лет назад в Венесуэле местными преступными группировками в целях получения выкупа был похищен уже белорусский консул. Слава Богу, все обошлось! 
  • А какое давление «негодующих масс» испытывали белорусские дипломаты, работавшие в представительстве БССР при ООН, в ноябре 1963 года обвиненные, среди прочих, в убийстве президента США Джона Кеннеди! Из здания дипмиссии выйти не представлялось возможным – целенаправленные пикеты, крики, агрессия! 

Успех любого государства на внешнеполитической арене, несомненно, слагают аппарат МИД и сеть дипломатических представительств. Белорусское внешнеполитическое ведомство – комплексный оперштаб, где на основе аналитической базы решаются политические, экономические и кадровые задачи страны. Посольства «с мест в центр» постоянно ретранслируют приоритеты и настроения стран пребывания в отношении Беларуси. Ведь направления, изменения или дополнения внешнеполитического курса официального Минска формируется и там, в белорусских посольствах. Они держат «руку на пульсе», куда должны быть направлены приоритетные векторы нашей международной политики.

В современных же условиях на первые роли выходит экономика, зачастую преобладая над политикой. На фоне даже серьезных разногласий в политическом ключе экономические связи не прерываются. Ведь они лежат в основе благополучного развития каждой страны. Поэтому по линии МИД и белорусских дипмиссий особое внимание – экономике. Решаются вопросы самой различной, специфической и неординарной тематики. Через призму торгово-экономических связей, приоритетов и логистики с другими странами мира часто принимаются решения о целесообразности открытия белорусских посольств за рубежом. Или, наоборот, об их закрытии, как это было несколько лет назад в Австралии. Зачем «распалять» себя на страну, расположенную за 15 тысяч километров, если не только торговые, но политические, гуманитарные связи по объективным причинам не были активизированы? И стоит ли «уговаривать» некоторые страны Европы, введшие против Беларуси различные санкции, одуматься? Ни на то, ни на другое не стоит тратить время и силы государства. Перераспределение приоритетных векторов сотрудничества, сокращение составов некоторых дипмиссий или их закрытие в определенных странах представляется обоснованным. Среди прочих, на прошедшем совещании были затронуты и эти аспекты.

Логично предположить, что «высвободившийся» в перспективе кадровый состав дипломатов из одних стран будет востребован в других, с которыми мы активно сотрудничаем по всем направлениям. Россия, Китай, Индия, постсоветские и некоторые страны Восточной Европы, даже Африки – проверенные и выгодные направления для диалога. 

В этой связи несколько слов о России – главном стратегическом партнере Беларуси. Здесь посольство нашей страны имеет 11 (!) своих отделений во главе со специально назначаемым руководителем. За каждым отделением закреплено 6-7 регионов. Однако количественный состав дипломатов в этих мини-посольствах ограничен несколькими сотрудниками, что усложняет эффективное и качественное исполнение должностных обязанностей в интересах белорусского государства. Так почему бы кадрами, в перспективе покидающими некоторые, ставшие недружественными страны, не усилить отделения посольства в Российской Федерации? 

В Беларусь постоянно прибывают российские губернаторы и специальные делегации, посещающие белорусские предприятия в сфере промышленности, производства, сельского хозяйства. В республику поступают российские инвестиции, заключаются обоюдно выгодные контракты. В этом – существенная заслуга МИД. Через личные связи и контакты, переговоры и визиты дипломаты доказывают, убеждают наших торгово-экономических партнеров в необходимости и перспективности сотрудничества с белорусской стороной. Благодаря им в Азербайджане, России, Турции и других странах функционируют сборочные и сервисные центры МТЗ и МАЗа, «Могилевлифтмаш» успешно завоёвывает российские регионы, особенно Сибирь, а продукты с надписью «Сделано в Беларуси» лежат на китайских прилавках. Подобно военнослужащим белорусские дипломаты отстаивают интересы государства. Недаром у сотрудников МИД есть собственная форма и отличительные знаки – тоже своего рода войска! 

Сейчас МИД, можно сказать, начинает новый этап, который, как ожидается, должен стать вторым дыханием дипломатической службы. Белорусских дипломатов всегда отличали гибкость, способность достойно выходить из разных ситуаций на арене мировой политики. С глубоким анализом и взвешенными решениями, направленными на переформатирование приоритетов и поиск новых форм сотрудничества, преодолеть вызовы, которые получила наша страна, уверен, окажется под силу.    

ФОТО: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Павел Игнатьев
География:
Беларусь