Одному из самых ярких белорусских художников – 60! Сам Андрей Смоляк говорит: «Я – гений!». Нескромно, но верится. Судя даже по тому, где хранятся работы мэтра постмодерна. Например, королевский музей изящных искусств Бельгии или миланское собрание модного дома «Версаче». Избранное с новым увидели гости персонального вернисажа. Он открылся в городе детства Смоляка.
Этим вечером точно господа не только в Париже. Весь свет Минска – 300 персон – по красной дорожке устремился в особняк XIX века. Можно сказать, победа юбиляра. Ведь галерея именная, Михаила Савицкого. При жизни классик «сурового» стиля (мало кто помнит) не допустил Смоляка в академические мастерские. Он же писал не так, как учили здесь.
К юбилею – свыше ста полотен. То, что смогли вместить. Часть холстов – около сорока – остались в стороне. Из автобиографии: «В три года я изрисовал все обои…». Смоляк плодовит, словно Пикассо. Смоляк гениален, подобно Веласкесу. Эту веру художник закрепил автопортретами. Милее руке с кистью всё-таки пейзаж.
До сих пор есть те, кто считает Смоляка «чужим среди своих». Мол, слишком не по-нашему эти пульсирующие мазки, эти экспрессивные линии. Аргумент оппонентов: он первым перебросил «мост» на Запад после «железного занавеса».
В 1989-м, когда в Берлине упала стена, в Минске открылась дебютная выставка ныне «дорогого художника». Из кулуаров доносятся суммы в тысячах евро. Часть экспонатов только на вернисаж покинули приватные коллекции Австрии, Испании. У Дали была одна муза – Гала, у Смоляка – две: супруга Оля (выделено в автографе) и Лика.
После 60, – уверяют психологи, жизнь в «золотом». Это один из цветов Смоляка, чьё творчество навеяно… и безусловно оригинально. Он смог «Оживить картины».
Но что же по ту сторону холста? Знает лишь автор, чьё имя означает «отважный». Это качество помогает Смоляку делать понятие «художник» модным в Беларуси.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram