Уникальная выставка к 120-летию Осипа Любича, художника Парижской школы, открылась в Минске

​Париж – за окном бывшего Дома масонов в Минске. Самое загадочное здание Верхнего города сегодня впервые заселили «пчёлами». Так образно уже век называют художников, рождённых в Беларуси – Шагал, Кикоин, Любич. Весь вернисаж – к 120-летию со дня рождения последнего.

Париж – за окном бывшего Дома масонов в Минске. Самое загадочное здание Верхнего города сегодня впервые заселили «пчёлами». Так образно уже век называют художников, рождённых в Беларуси – Шагал, Кикоин, Любич. Весь вернисаж – к 120-летию со дня рождения последнего.

У входа в музей, где раньше заседала масонская ложа, сегодня нарисована «Театральная». Однако нет её по ту сторону порога. Зато есть живописный «Цирк» Осипа Любича – сына гродненского кузнеца, художника с бульвара Монпарнас. Вообще, на выставке шесть «пчёл», живших в начале ХХ века в знаменитом ателье «Улей».

Зинаида Кучер, заведующая Музеем истории театральной и музыкальной культуры Беларуси: «Гэтыя мастакі, прыехаўшы ў Парыж, яны здзівілі тым, што было незразумела, не ведалі беларускую культуру. Сёння іх творы ўпрыгожваюць лепшыя галерэі».

В госсобраниях Беларуси – лишь одна работа Любича. Экспонаты к вернисажу кураторы искали в частных коллекциях. Абсолютно все владельцы пожелали остаться за автографами в рамах. И благородно отказались от каких-либо финансовых бонусов.

То, что минским аналогом парижского «Улья» сегодня стал именно этот зал, вполне закономерно. Мало кто знает: в 70-х годах в одной из квартир здесь жил Владимир Цеслер. Отсюда дизайнер сделал первый шаг к славе Шагала.

В ряд сегодня гелио- и литографии патриарха сюрреализма. Скажете – тираж. Да, но он «от руки» мастера. Привычка была у Шагала: дорисовать оттиск, закрепив сделанное подписью. Любич вовсе иногда писал с двух сторон. Тут к зрителю – «Девочка», а к стене – «Мальчик».

Валентина Дрозд, заведующая сектором Музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси: «Показали интерьер того времени, когда художник творил, когда он любил встречаться со своими коллегами, когда он принимал гостей. Конечно, мы не можем посетителям предложить присесть, но окунуться в атмосферу салона, я думаю, что каждый это сделает мысленно».

Правда, не стоит заблуждаться. Сразу наши в мировой «столице искусства» жили, как собаки на Сене. То есть в голоде и холоде. Это сегодня аукционы просят от пяти тысяч долларов только за наброски Любича. Увидеть воочию круг парижских друзей мэтра в Минске можно до апреля.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
Операторы:
Олег Шинкевич
География:
Новости Минска