Штрафные санкции предпринимателям за торговлю без сертификатов могут уменьшить, – заявили в Министерстве экономики. Это ещё один шаг, на который готово пойти государство. Но речь об отсрочке, которую предоставляли уже несколько раз, не идёт. Напомним, с этого года индивидуальные предприниматели должны работать по правилам Таможенного союза и продавать только сертифицированный товар. Несмотря на то, что речь об этом шла уже давно, многие оказались не готовы. И сейчас их негатив выливается не только на чиновников, но и на бывших соседей по рынку.
БРЕСТ
«Я стою месяц, с девятого числа. Ну, придут, скажут, что я штрейкбрейхер. Ну да, действительно штрейкбрейхер – предатель. Но я рискую. Я не прошу ни у кого денег, я сама за себя буду платить штраф».
Мать четверых детей признаётся: за 20 лет такого на рынке никогда не было. Указ №222 разделил продавцов на два лагеря: тех, кто принял условия, и тех, кто против. Причём законопослушным обладателям сертификатов начали даже угрожать.
«Действительно ведётся прессинг серьёзный. Они говорят вроде того “я тебя размажу по асфальту”».
ГОМЕЛЬ
ИП из Гомеля Вадим Золоторёв – один из тех, кто не закрыл павильон и не прильнул к армии недовольных. Возил недорогую бижутерию из России, с января стал закупаться у белорусских поставщиков – у них нет проблем с документами, но отпуская цена кусается. Причины недовольства понимает – не поддерживает методы.
Вадим Золотарёв, индивидуальный предприниматель: «У меня съёмная квартира, у меня нет семьи и, слава богу, наверное, на данный момент, потому что я не представляю, как многие: семьи, дети, кредиты… Если бы я сегодня даже закрылся, то мне нужно было собрать всё и уехать в деревню, откуда я приехал».
МИНСК
История недовольства предпринимателей нормами 222 Указа известна давно. Напомним: в 2005 году ИП разрешили работать без документов и по единому налогу. То есть при любой выручке платить фиксированную ставку в зависимости от вида товара. Это помогло бы «нарастить мышцы», в идеале – собрать капитал и открыть производство. Но предприниматели пошли по другому пути: продолжили покупать за рубль, а продавать за два, а то и пять.
Вступление Беларуси в Таможенный союз и курс на цивилизованную торговлю льготу обнулили. Но по просьбе предпринимателей им разрешили распродать остатки товара без документов. И так с 2013 года не раз. Последнюю точку поставил Президент: с 1 января торговать только при наличии всех документов.
Схема легализации была предельно простой. До января ИП продают остатки товара, который уже ввезли без документов, а новый закупают строго по всем требованиям, на отработку логистики – 8 месяцев. Но сами предприниматели в частных беседах признаются: под видом остатков продавали «свежий» товар практически все. И когда время «Ч» настало, ни схем, ни ликвидного товара, ни вариантов, как работать дальше.
1 января. Интернет пестрит фотографиями пустых рынков с комментариями «Указ 222 парализовал торговлю». Предприниматели собирают форум и требуют его отмены. Но власть напоминает: пересмотра правил не будет. В первый день февраля ипэшники во второй раз собирают форум, где звучат новые требования, среди которых создание рабочей группы при Минэкономики и принятие новых законов только с согласия предпринимательских союзов ИП. Особо активные призывают предпринимателей к митингу.
То, что в новом законодательстве есть белые пятна, правительство признаёт и готово над этим работать. Формируется реестр недобросовестных поставщиков, в основном из России, налоговая готова буквально на пальцах всё объяснять, а Верховный суд обещает прозрачность и оперативность, если дело дойдёт до изъятия товара, обещает не зверствовать Госстандарт.
МОСКВА
В курсе происходящего и страны-партнёры Беларуси по ЕАЭС. На вопрос, почему в соблюдении норм и регламентов Минск усердствует гораздо больше Москвы и Астаны, есть ответ.
Александр Разуваев, кандидат экономических наук, директор аналитического департамента финансовой компании: «Так или иначе, мы должны прийти к единым стандартам. Я думаю, что эта проблема характерна не только для Беларуси, по той простой причине, что раньше была определённая вольница, когда можно было вообще не соблюдать какие-либо стандарты или говорить о том, что какие-то стандарты соблюдаются, но на самом деле товары не соответствовали тому, что было написано в документах. И, по большому счёту, наказать предпринимателя за это либо вообще нельзя было, либо чисто символически. Сейчас формируется единое товарное пространство, понятно, что не всем это нравится, но в конечном счёте всё-таки интерес потребителя старше интереса единой экономики, поэтому, я думаю, что потихонечку этот вопрос будет решён».
Пока же Беларусь первой решает проблему. Острее всего она на периферии, где по соотношению «цена-качество» альтернативы рынку, увы, нет. Вещевые палатки закрыты – покупатели ограничены в выборе, арендодатели уходят в минус, выручка оставшихся продавцов минимальна, а местный бюджет недополучает налоги. Но митинги здесь уж точно не помогут. Как скоро продавцы вернутся на рынки... и вернутся ли? Ответить предстоит самим предпринимателям. Ведь совершенно понятно: затянувшиеся каникулы никому не нужны.
Подписывайтесь на нас в Telegram