Общее число беженцев с востока Украины в уходящем году превысило два миллиона человек. Только Беларусь приняла у себя более ста тысяч. И их, несомненно, было бы гораздо больше, если бы не перемирие, достигнутое в Минске.
К сожалению, общеевропейские проблемы не ограничилось одним только украинским конфликтом. В 2015 году континент столкнулся с последствиями гораздо более масштабной проблемы. Процессы, которые уже несколько лет происходили на Ближнем Востоке и в Северной Африке, породили, с одной стороны, уродливое ископаемое явление под названием «Исламское государство», а с другой – крупнейшее со времён Второй мировой войны переселение народов.
Привыкшая к благополучию и безмятежности Европа столкнулась не просто с наплывом беженцев, одна адаптация которых грозит стать неразрешимой проблемой. Она подверглась настоящей террористической атаке, цель которой – уничтожение как можно большего числа мирных жителей.
Французов в собственной столице расстреливают из автоматов и взрывают. Те, кого не задели смертоносные пули, болты и гайки, в панике бегут от малейшего громкого звука или крика ИГИЛ. То, что они раньше видели по телевизору, теперь пришло к ним домой. Неожиданно, хоть и ожидаемо.
Сейчас сложно поверить, но ещё пять лет назад пылающий ныне Ближний Восток был вполне стабильным регионом. Поддержанная Западом так называемая арабская весна ручьями крови смыла руководство многих стран. Французские самолёты сбрасывали бомбы на ливийскую армию и города до тех пор, пока главу страны Муаммара Каддафи не разорвали на куски обезумевшие повстанцы. А после с таким же рвением западная коалиция стала снабжать оружием уже сирийскую оппозицию, погрузив в пучину войны и эту страну.
Когда над Ближним Востоком взвилось чёрное знамя фанатиков ИГИЛ, остановить их было уже некому. Ещё раньше в петле свитой американцами закончил жизнь президент Ирака Садам Хуссейн. Оказалось, те, кого называли диктаторами, долгие годы были противоядием от чёрного вируса. Слабые и разрозненные власти Сирии и Ирака не могли противостоять натиску «Исламского государства». Ячейки террористов стали разрастаться по всему Ближнему Востоку. Как раковая опухоль, ИГИЛ быстро пожирал города, уничтожая местную культуру, науку и людей. Даже мусульман, отказавшихся встать под чёрное знамя. С волнами беженцев в Европу хлынули и эмиссары ИГИЛ. Их идеи попали в благодатную почву нищих мусульманских кварталов даже самых богатых стран Евросоюза. И новобранцы готовы не только ехать сражаться в Сирию и Ирак, но и начать войну прямо в сердце Европы. Эхо выстрелов во Франции и Брюсселе вскоре дошло и до Беларуси.
Об участии белорусов в войне на стороне террористов стало известно только после смерти одного из них. На сирийско-иракской границе был убит Денис Васильев. Он родился в Гродно. Рос в обычной семье. Хорошо учился в школе. Уехал работать в Чехию, потом в Австрию. Познакомился с выходцами из Чечни и Средней Азии. Отрастил бороду и с новыми друзьями поехал на войну. Погиб в 33, в возрасте Христа, но, как был уверен, во имя Аллаха. Хотя одним из мотивов могли быть и деньги: накануне смерти он перевёл своей матери 7 тысяч долларов.
Впрочем, рядовых боевиков «игиловцам» хватает и без белорусов, а вот квалифицированные специалисты нужны позарез, поэтому поиск и вербовку медработников, инженеров, авторемонтников, программистов и специалистов по добыче нефти террористы ведут очень активно, в том числе и в Беларуси. Вакансии эмиссары предлагают в социальных сетях, где у многих пользователей профессии указаны в личных данных, поэтому Беларусь как страна с высоким уровнем образования в приоритете у вербовщиков. Как хорошие психологи, они используют любые зацепки – будь то религиозные чувства или материальные трудности.
Отряд милиции особого назначения совместно с КГБ взял штурмом квартиру в Бресте, где был задержан уроженец Чечни, подозреваемый в связях с «Исламским государством». В его мобильном телефоне нашли видео зверств на Ближнем Востоке. Среди гор трупов есть и кадры тренировочных лагерей, где террористы обучают искусству войны совсем маленьких детей.
Из-за географического положения Беларусь не может остаться в стороне от глобальной угрозы. Транзитом из Азии и Кавказа могут проезжать и опасные преступники, и потенциальные боевики. Белорусские силовики активно сотрудничают с коллегами из России, Таджикистана, Узбекистана, тесные связи с Интерполом, однако границу с Россией по сути никто не контролирует. Автомобильный транспорт проезжает без досмотров и проверок. Поэтому основная работа проводится уже внутри страны.
Физически уничтожить ИГИЛ пытается международная коалиция. Позиции боевиков бомбят самолёты США, государств Евросоюза. Свою антитеррористическую операцию в Сирии проводит и Россия. Однако, несмотря на колоссальный перевес в силе и возможностях, кардинальных успехов противники «Исламского государства» так и не добились. А вот террористы записали на свой счёт не только Париж, но и взорванный самолёт российской авиакомпании. Среди 224 погибших – белорус Роман Серединский, возвращавшийся с египетского курорта. Его похоронили в Кличеве, рядом с отцом. Мать убитого в Сирии Дениса Васильева могилу своего сына не найдёт никогда.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram