Ученица Рихтера и муза Бродского: единственный концерт в Беларуси Елизаветы Леонской прошёл в Минске

​«Моцарт и…» – далее, конечно, напрашивается Сальери. Но не просто так в афишах Минска «читалось» многоточие. Первый и пока единственный концерт под сводами Большого зала Белорусской филармонии играет Елизавета Леонская. «Гранд-даме» за роялем аккомпанировал один из лучших отечественный оркестров – камерный.

«Моцарт и…» – далее, конечно, напрашивается Сальери. Но не просто так в афишах Минска «читалось» многоточие. Первый и пока единственный концерт под сводами Большого зала Белорусской филармонии играет Елизавета Леонская. «Гранд-даме» за роялем аккомпанировал один из лучших отечественный оркестров – камерный.

Концерт готовили почти год, а сегодня – экспромт. На дневной репетиции знаменитые пальцы впервые коснулись минских клавиш. Этим Леонскую не расстроить. В графе «гастроли» до конца сезона – Нью-Йорк, Париж… В Минск пианистка проездом из Вены.

Елизавета Леонская, пианист (Австрия): «Я когда-то себе сказала: в конце концов, важна музыка, а не инструмент. В конце концов, инструмент тоже подчиняется этому. Зависишь очень от акустики, но зал здесь совершенно замечательный. Это вечер такого «великого удовольствия».

Из-под каблучка в четыре сантиметра – звуки музыки Моцарта. Это Концерт №22. Она уже играла «ми бемоль мажор» в дуэте с учителем. Леонская – пианист из так называемого «ближнего круга Рихтера». Сам Маэстро выступал с камерным оркестром БССР в 1983 году в Москве. Получили «преемственность» в год столетия Рихтера.

Евгений Бушков, главный дирижёр камерного оркестра Беларуси: «Сегодня у нас австрийская тема. От Моцарта, фактически, мы двигаемся через лёгкую, романтическую увертюру Шуберта (кажется, даже это будет одно из первых исполнений в Беларуси), появился отец Штраус и далее это всё XIX век».

Точнее – вальсы, польки да галопы Штраусов – отца и сыновей.

«Последняя гранд-дама советской школы» – пишут о Леонской на Западе. Вдова выдающегося скрипача Олега Кагана живёт в Австрии с 1978 года. С момента, когда решила «не возвращаться в СССР». Сегодня в кассах билетов не было.

Час до выхода… и тут – прямая ассоциация с другим «беглецом» – Михаилом Барышниковым: после личного «прыжка в свободу» Леонская вынужденно изменила свои привычки, утвердилась в незнакомой среде, став европейским музыкантом. Что осталось тем же, так это ритуальное время перед концертом: нужно настроить себя на ноту вечера. Помогает литература. Стихи Леонской посвящал Бродский: «В воздухе – сильный мороз…» А по обе стороны рампы тепло от «Моцарта и…»… оваций.   

Подписывайтесь на нас в Telegram