Выставкой «Солярис. Донатас Банионис» открылась культурная программа кинофестиваля «Лістапад»

Публика минского кинофестиваля первой в мире смотрит на то, что происходило по обе стороны камеры. Даже в Вильнюсе, откуда прибыли уникальные документы, их не показывали.  

Это дни, когда мировой кинопром отправил зрителей «К звёздам» и уже готовит новый «полёт» с Евой Грин. Драма «Проксима» – премьера на просторах СНГ. Постскриптум «Лістапада». Сегодня предисловие – ретросеанс фантастики, соединённый с реальностью.  

Юозапас Блажюнас, директор Литовского архива литературы и искусства: «Привезли 42 документа. Отбор был очень тщательный, потому что у нас хранится весь архив Донатаса Баниониса – около 30 тысяч предметов. Есть очень интересные. Самый большой гонорар, который получал Банионис, – 7350 рублей». 

Хит выставки – печатный вариант сценария «Соляриса». От руки: «Меня зовут Кельвин... Вы должны были обо мне слышать». Образ психолога-астронавта вывел Баниониса на суперзвёздную орбиту. Четверть века назад – дебют в белорусском кино.           

Игорь Авдеев, заведующий Музеем истории белорусского кино: «В фильме классика Виктора Турова “Шляхціч Завальня” Банионис ярко сыграл пана Твардовского. Эта картина есть в нашей фильмотеке. Сохранился и фотоальбом в разгар творческого процесса». 

Со съёмочных площадок – чёрно-белые мгновения. В цвете – фотокадры с киноплёнки. Из-за её дефицита «Солярис» был фильмом одного дубля. К любому эпизоду готовились, как к выходу в открытый космос. Журналисты следили за каждым шагом.           

Главный иностранец советского кино приезжал на «Лістапад» трижды: в 1998-м, 2001-м и 2004-м. Донатас Банионис был не просто гостем, а близким другом организатора и председателя «фестиваля фестивалей» Ростислава Янковского. Люди одного поколения, одних взглядов, актёры не одной роли.            

Афиша Канн 1972 года. «Солярису» – Гран-при жюри. Сегодня в Минске – сын за отца. Папа-тёзка ещё работал с Тарковским, а отрок тогда же был занят на «Беларусьфильме» – играл в детской драме «Пятёрка отважных».                  

Вдоль экспозиции – цитаты из записной книжки Донатаса Баниониса. Документ остался в Вильнюсе. Там наследие народного артиста СССР увидят не очень скоро. «Солярис» в Минске – больше месяца. Это и предисловие, и постскриптум 26-го «Лістапада».  

 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Новости Минска