Целый гектар антиквариата. В Москве – крупнейшая в Восточной Европе выставка ретроавтомобилей «Олдтаймер». В этом году главной темой стало 75-летие Великой Победы. Именно военная техника заняла большую часть экспозиции. Спецкорр ОНТ среди раритетов отыскала те, что колесили в годы войны и по белорусским дорогам.
Автомобили королей, миллионеров, магараджей и артистической богемы – транспорт последней «галантной эпохи» Ar-Deco. «Вас баюкает в мягкой качели голубая «Испано-Сюиза» – пел когда-то Александр Вертинский в парижских ресторанах. И вот она, небесно-голубая, 1928-й год выпуска: 200 лошадиных сил и скорость выше 170 км/ч – космос для того времени. Рядом самый «маленький», но самый успешный Rolls-Royce из 29-го, и первая спортивная модель Alfa-Romeo. Эта – до сих пор единственная в России участница легендарной гонки «Тысяча миль».
Всего пара шагов – и уже другая картина: война заставила сменить машины. Уральская броня и ленд-лизовская сталь, танки редких модификаций и армейские велосипеды: моторы, на которых мир тяжело, но все-таки двигался к Победе. Например, ГАЗ ММ, знаменитая «полуторка» – такой же символ Великой Отечественной, как «сорокапятка» или «тридцатьчетвёрка». Как и тогда, сегодня - с деревянной кабиной, гнутыми крыльями и без дверей. А вот уникальный, единственный сохранившийся экземпляр полугусеничного грузовика ЗиС-42: такие использовали и в наших болотах при подготовке к наступательной операции «Багратион». А на этом полноприводном внедорожнике ГАЗ-61 ездил Жуков, который и руководил операцией.
Интересная история связана с мотоциклом Harley Davidson WLA-42. В народе по созвучию звуков его называли просто «Валуй». Во время войны он поставлялся в Союз по ленд-лизу. А в нашу белорусскую историю въехал 3 июля 1944-го. Вспомните картину Валентина Волкова? Так вот, в день освобождения Минска он видел именно этот мотоцикл. Потом, воспроизводя его по памяти, немного видоизменил. За что чуть не поплатился. Художника обвинили в том, что он нарисовал немецкий мотоцикл «Цундап».
Хотя и это не было бы удивительным. Немецкая техника часто использовалась нашими бойцами как трофей. Но это на поле боя. После войны, а особенно «на показ» – только свои колеса. В Союзе даже появилась линейка парадных кабриолетов. Первый ЗиС110-Б. Серый – в цвет маршальских шинелей, позже – черные, для высших партийных руководителей. На выставке сегодня семь автомобилей из Гаража особого назначения. Они помнят маршала Жукова и космонавтов Гагарина и Климука, министров обороны СССР Гречко и Устинова. А вот Сталин, который и дал «добро» на разработку, на этих машинах не ездил.
Алексей Насонов, специалист музейно-выставочного технического центра автомотоклуба ФСО России: «Еще при жизни Сталина военные обратились к нему с предложением использовать фаэтон в качестве парадного автомобиля, но Иосиф Виссарионович очень любил кавалерию в целом, и он дословно сказал: "Не стоит менять хорошую традицию Советской армии".
И, кстати, одна традиция выставки «Олдтаймер» тоже остается неизменной. Сегодня некоторые редкие машины ушли на продажу. Организаторы провели закрытый аукцион. Известно, что эстимейты, т.е. начальная цена лотов, были от нескольких тысяч до сотен тысяч долларов.
Подписывайтесь на нас в Telegram