За соблюдением Основного Закона в Беларуси следит Конституционный суд. Это высший судебный орган в государстве. Его решения не обжалуются.
В День Конституции уже традиционно Конституционный суд выступает с посланием Президенту и обеим палатам парламента, в котором даёт свою оценку состояния конституционной законности в стране. «Белорусская модель государства для народа, в центре которой право человека на достойную безопасную жизнь, строится на конституционной основе с учётом как отечественных традиций и менталитета, так и современных реалий международного правопорядка», – говорится в послании.
Наверное, сложно ожидать иной оценки для государства, в Основном Законе которого наиболее часто повторяются и звучат практически, как синонимы, такие слова, как Республика – 245 раз, Беларусь – 181 раз, закон – 137 раз.
Какие ещё особенности у главного закона страны? Какие его статьи позволяют нам сегодня не задумываться о защите своих прав, ведь они защищены Конституцией? В каких условиях создавался главный документ страны?
В самом высоком месте Могилёва, в самом узнаваемом здании, ратуше, хранится реликвия не только города на Днепре, но и всех белорусов – Статут Великого княжества Литовского, всего их было три, не зря называют первой Конституцией в мире. Ведь именно этот документ первый из правовых актов в Европе объявил равенство всех граждан перед законом, разделил ветви власти на судебную, законодательную и исполнительную, ограничив полномочия князя, и даже дал право женщинам самим выбирать себе супруга. Причём статуты ВКЛ были приняты на два века раньше, чем конституция США. И хотя нынешние литовцы, переименовав Вильню в Вильнюс, а князя Витовта в Витаутоса, часто называют себя правопреемниками Великого княжества, но именно Статут доказывает, а написан он на старобелорусской мове, многовековые традиции белорусской государственности.
Алексей Батюков, директор музея истории Могилёва: «Статут адкрыты на гэтай старонцы невыпадкова. Гэта звязана з тым, што тут ёсць надпіс «Белорусский». Надпіс пакінуты у XVIII – пачатку XIX стагоддзя невядомым даследчыкам, адным с першых даследчыкаў гэтага Статута. Таким чынам ён даваў пазнаку, што гэта Статут альбо беларускага паходжання, альбо напісаны на беларускай мове».
Уже гораздо позже Статут перевели с белорусского на польский, литовский, русский. Кстати, даже, когда белорусские земли были захвачены Российской империей Статут продолжал действовать здесь ещё полвека, пока не был отменён. А в 1918 году белорусы снова провозгласили свой главный документ – временную Конституцию Белорусской Народной Республики, но она не продержалась и года. Вскоре пришли большевики с новым уставом.
В феврале 1919, чуть больше 100 лет назад, Конституция Советов объявила в Беларуси диктатуру пролетариата. Реального равноправия всем гражданам этот документ не дал. Руководящие посты в стране могли занимать только выходцы из рабоче-крестьянских семей, остальных позволялось лишать всех возможных прав. Правда, последовавшая за ней конституция БССР несколько раз дополнялась, давая людям больше свободы. Например, в 1937 году колхозникам разрешили иметь свои личные дворовые хозяйства, для многих семей просто спасение от голода. Но во всех редакциях Конституции был один пункт, который оставался неизменным , о том, что Республика имеет право добровольно выйти из состава Советского Союза. Хотя вряд ли те, кто писал эти слова предполагали, что настанет момент, и Беларусь действительно объявит о своей независимости и примет уже собственную Конституцию.
Начало 90-х. Для получившей суверенитет страны это было настоящее испытание на состоятельность, а для народа экзамен на выживание. Сложно было думать о правах и законах, когда улица жила по понятиям, когда отбирать силой стало нормой, огромные заводы беспомощно застыли, а люди утром задавались страшным вопросом: чем накормить детей вечером? Но даже в этих условиях нашлись те, кто почти четыре года по крупицам создавал главный документ Беларуси, без которого она могла исчезнуть с карты.
Спустя четверть века это событие отмечается с достойным размахом, но и в марте 1994 года современники буквально осязали, как обычный будний день входит в историю.
Тогда в главном документе Беларуси удалость и свою учесть многовековую историю и опыт западных стран – от Швеции и Германии до США. Знали, что нужна Конституция, признаются разработчики, но насколько, поняли лишь спустя годы.
Владимир Андрейченко, председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Было очень непростое время. Благодаря Конституции наступила политическая стабильность, гражданский мир».
Во многом этого удалось добиться с помощью Президента, должность которого так же была впервые прописана в Конституции, а президентские выборы прошли через несколько месяцев после принятия главного документа. Правда, чтобы полномочий Главы государства хватило для наведения в стране порядка, через пару лет пришлось дополнить Конституцию через референдум. С этого момента преступность стала снижаться, а экономика расти.
Это та самая тумба, за которой Президент Беларуси во время инаугурации произносит клятву. Помимо верной службы народу он обещает соблюдать и защищать Конституцию. Так какие же права и свободы этот документ даёт белорусам.
Так вот в нашем демократическом государстве, где власть принадлежит только народу, действует политический плюрализм – весомое отличие от Советского Союза, где была всего одна партия. И формы собственности у нас тоже разные: государственная, частная, общественная. И власть разделена. И никто не может быть ваше закона. Белорусы имеют право не только на труд, но и на достойную жизнь со всесторонним развитием личности. Ну и куда без отдыха – работа не больше 40 часов в неделю и обязательный оплачиваемый отпуск. Кстати, например, японцы работают 50 часов в неделю, а китайцы аж 60. И это лишь некоторые положения нашей Конституции.
Но одно дело написать документ, а другое неуклонно ему следовать. Поэтому 25 лет на страже судьи Конституционного суда. Все законы страны они рассматривают на соответствие Конституции.
За 25 лет через них прошло более двух тысяч законов, а сколько пробелов устранили в действующих нормах и вовсе трудно сосчитать. Например, из последних: адвокатам безоговорочно разрешили подключаться к защите подсудимых на любом этапе процесса, до этого возможность была формально допустимой и возникали препоны. Или вот, допустим, раньше после смерти подозреваемого уголовное дело прекращалось, но теперь если потерпевшие захотят всё же установить виновного, процесс будет продолжен. А ещё международные договоры. Ответственность запредельная. Если обычный судья решает судьбу отдельного человека, то здесь на кону вся страна, и мудрецы бывает спорят.
Кстати, возможно совсем скоро белорусские граждане смогут обращаться в этот суд напрямую, без посредничества Президента, парламента или Совмина. Это инициатива самих судей. Кроме того, они предлагают дать людям непосредственную власть на местах, принять закон о саморегулируемых организациях и дополнить законодательство о местном самоуправлении. Идёт дискуссия и о поправках в избирательный кодекс. Во время «Большого разговора» Александр Лукашенко также затронул тему обновления Конституции. Например, одна из мыслей – усиление исполнительной и законодательной ветвей власти. Но однозначно Основной Закон Беларуси будет меняться не революционно, а эволюционно.
В переводе с латыни «конституция» означает «устройство» или «сложение», поэтому слово, часто применяют к внешнему облику человека, которому свойственно расти и меняться. Сегодня ничто не мешает это делать и основному документу Беларуси, не забывая про корни.
Подписывайтесь на нас в Telegram