Когда старый мир сломан, а новый еще совсем не на горизонте; когда на мировых рынках идут бои без правил и, очевидно, выстоит лишь сильнейший; когда о небывалых масштабах голода говорят в странах, где им никогда «не пахло»; когда хлеб становится оружием и средством манипуляций, невольно задаешься вопросом – а что же завтра? Как накормить себя, как заработать на будущее? Вот о чем говорит Президент в пятницу, открывая производство, которое то самое «будущее» приближает.
И это действительно то, что можно сравнить с запуском космического спутника или открытием собственной атомной станции. Еще одна ступень возможностей, еще одна «подушка экономической безопасности», еще один шаг вперед, чтобы прочно стоять на своих ногах. Технологиями, которые запустили на поток в Белорусской биотехнологической корпорации, вооружены пока лишь несколько стран в мире. И здесь нас уже точно не догонят. Наталья Тарасюк оценила скорость взлета.
Огромные стальные башни диаметром больше 30 метров и высотой с 9-этажный дом! Всего их 35 штук! Только представьте: здесь можно хранить почти полмиллиона тонн зерна. А после его переработки получать… бриллианты. Так метафорично называет продукцию Белорусской национальной биотехнологической корпорации Александр Лукашенко. Огранка у этих «камней» получается действительно разная, но чтобы ее добиться, надо работать 24/7 и оторваться от земли.
И в него БНБК официально стартанул в преддверии 7 ноября. Ведь так у нас принято – дарить стране и белорусам подарки. Важные, дорогие и высокотехнологичные.
Даже слово «корпорация» в названии белорусского предприятия, наверное, больше и не встретишь. Но заявка со старта серьезная: что-то очень масштабное – в прямом и переносном смысле, передовое и прибыльное. Почти 2 тысячи сотрудников со средней зарплатой за две тысячи рублей. О масштабах физических можно судить по площади – больше 220 футбольных полей.
Василина Ахрамович, директор по экономике и финансам Белорусской национальной биотехнологической корпорации: «96 отдельно стоящих зданий и сооружений, 2 производственные зоны, 16 отдельных производств, которые соединены в единый технологический цикл».
БНБК выпускает комбикорм для крупного рогатого скота, свиней, птиц (причем для каждого возраста – свой состав) и даже рыб. Делают и премиксы. Это специальные добавки к комбикорму. Своего рода витамины для животных. Все делают из зерна. Так что вырастить его на белорусских полях – только подготовка к полету. У корпорации есть своя железная дорога, по которой приходят вагоны с сырьем. Чем не вполне себе отдельная галактика, у которой даже есть свое светило – ТЭЦ.
Это кадры из фильма ОНТ для БНБК. Покажем флешбэки еще не раз, чтобы проследить эволюцию галактики всего в сорока километрах от столицы, в Пуховичском районе. И другой такой нет.
Александр Бильдюкевич, директор по производству Белорусской национальной биотехнологической корпорации: «Предприятие у нас уникальное. То есть, например, что касается треонина, триптофана, лизина – мы ближайшее производство, скажем так, от Владивостока до Лиссабона».
Речь об аминокислотах. Незаменимых. Триптофан, лизин и треонин. Их нет в нашем организме. Они могут поступать только через пищу. Поэтому ими кормят животных. А это – привес и высокие надои. Аминокислоты тоже делают из муки. Затем нужно выделить чистый крахмал. И это дело просто космической техники.
Ксения Алешко, начальник цеха по производству крахмала Белорусской национальной биотехнологической корпорации: «Для нас готовят муку. Замешиваем тесто. При помощи центробежных машин разделяем это на несколько компонентов. Для производства крахмала используется 90 км трубопроводов. Мы производим сырье. Без нас не будет аминокислот».
Чистый крахмал затем превращают в глюкозный сироп. Но и это еще не все. Надо создать питательную среду, смешать разные ингредиенты, чтобы получить аминокислоту. На БНБК это называют «заварить бульон». И для каждой аминокислоты он свой. Но его не «сваришь» без помощников.
Вячеслав Гринько, начальник лаборатории по подготовке штаммов и НИР Белорусской национальной биотехнологической корпорации: «Здесь хранятся наши кормилицы, наши бактерии. – 80. Условия позволяют хранить десятилетиями и столетиями. Они приехали из Китая. В высушенном состоянии. Мы должны от маленькой пробирки получить огромной 500-кубовый аппарат, заполненный микробами. Если есть хоть одна клеточка, можно сделать миллиарды миллиардов клеток. Из одной».
Миллиарды бактерий! Миллиарды звезд в нашей галактике. Опять параллель, и так же сложно представить масштабы! Но и «варка бульона» еще далеко не последний этап производства. Ведь на выходе получается кристаллический белый порошок. И стоит он дорого.
Тонна лизина – примерно 1,5-2 тысячи долларов. Треонина – уже под 2,5 тысячи. А цена тонны триптофана может перевалить за 10 тысяч долларов. И это космическая добавленная стоимость! Ведь сырье, к примеру, тонна пшеницы стоит две-три сотни долларов. Подобные технологии есть у считанных стран в мире. Китай, Япония, США, может найдется пара-тройка компаний в Западной Европе. Но аналогов нашей корпорации нет. Уникально и то, что выпускают на БНБК, и как это делают, и в каких объемах. Такие рецептурные книги держат под замком, но для такой дружбы, которая сложилась у Минска и Пекина – железного братства, образцового всестороннего стратегического сотрудничества и всепогодного партнерства – это не секрет.
И пример нетворкинга на высшем уровне показывает Александр Лукашенко. Эффективная личная коммуникация с Си Цзиньпином трансформируется в хай-тек. С Китаем развиваем свои авиакосмические технологии, электронику, биотехнологии на примере БНБК. Корпорация должна прирасти новыми заводами. Ставка на витамины – В2, В12 и С. Их произвести сложнее, чем аминокислоты (сложнее всего – витамин С), но и прибыль совершенно другая. Тонна витамина В2 уходит уже по 60 тысяч долларов, а на В12 можно заработать от 2 до 4 миллионов долларов!
Александр Бильдюкевич, директор по производству Белорусской национальной биотехнологической корпорации: «Я даже открою такую тайну. Без прямого поручения, наш Президент Александр Григорьевич обратился с просьбой предоставить нам эти технологии, без резолюции Си Цзиньпина этот вопрос не решался. Настолько эти технологии секретные, уникальные».
И если уж продолжить аналогию с космосом, но и скорость строительства БНБК – космическая. Еще в 2019 году здесь было чистое поле. Работали 5 тысяч человек: и белорусы, и китайцы. Более того, во время пандемии это была единственная стройка во всем мире, где трудились китайские специалисты, в то время как сама Поднебесная ушла в локдаун. Кстати, Си Цзиньпин был первым зарубежным лидером, который поздравил Александра Лукашенко с победой на выборах в 2020 году. И произошло это здесь – на БНБК.
10 августа 2020-го, на следующий день после выборов, Президент инспектировал стройку и общался с журналистами. Не разрушать страну в угоду Запада, думать своей головой и работать на благо своей родины. Вот, если тезисно, о чем тогда говорил белорусам Александр Лукашенко. И говорил все правильно. Макет корпорации обрел реальные очертания всего за пару лет. А что бы стало с корпораций, да и с многими другими важнейшими проектами, если бы не прислушались тогда к Президенту? Риторический вопрос. А ведь ответ на него был очевиден – и тогда, и уж тем более сейчас.
Камни прошлого – это ступени в будущее, гласит китайская мудрость. И архитектуру этого пути Минск и Пекин выстраивают именно с помощью таких высокотехнологичных проектов. Посол Китая с присущим восточной дипломатии изяществом отметит дальновидность белорусского Президента
А пока, чтобы еще раз оценить масштаб проекта, – еще одна цифра. Выручка БНБК за 9 месяцев работы в тестовом (!) режиме – 100 миллионов долларов. А ведь точка в проекте развития корпорации еще не поставлена, скорее многоточие.
Поэтому и Александр Лукашенко, и те, кто трудятся на БНБК, называют это космосом. Но, возможно, подразумевают и другое значение. Ведь «космос» – это еще и порядок, гармоничная система, мир. Антипод хаоса, который Президент не допустил – ни здесь, ни на других предприятиях, ни в целом в стране.
Подписывайтесь на нас в Telegram