Возьму твою боль

Наталья Стельмах сделала репортаж о клоунах. Но не с арены цирка.

1 апреля, пожалуй, только ленивый ни разу не сообщил окружающим, что у них белая спина. Интернет-провайдеры развлекали народ и смартфоном-чебурашкой, и сотней способов приготовления кукурузы, и даже призывом к президенту Украины вернуть сбежавшего на территории соседней страны слона. Но наша программа выходит не 1 апреля. А потому мы решили посмотреть на смех с несколько другого ракурса. Наталья Стельмах сделала репортаж о клоунах. Но не с арены цирка.

В этом серьёзном с виду молодом человеке едва ли угадывается шутливая натура. Павлу 24, с будущей профессией он определился ещё до поступления в вуз. Сегодня дипломированный инженер-конструктор работает в одном из ведущих в стране предприятий по производству специальной техники. Долгое время коллеги лишь безуспешно гадали, почему на столе молодого специалиста то и дело появляются мыльные пузыри, а из карманов вываливаются воздушные шары. К тому же, снарядив свой рюкзак, он почти каждый вечер спешит с основной работы на другую.

С девяти до шести по будням они учителя, офисные работники, физики и электромонтажники. А по вечерам Пчёлка, Асясь, Муля и Лулу. Все они волонтёры, нашедшие своё призвание в клоунаде. Но благодарные зрители встречают их не на шумной арене, а в тихих больничных палатах.

Павел Тимошук, больничный клоун Пузырик: «Мы не аниматоры. Это у аниматоров задача прийти и развеселить ребёнка, чтобы он смеялся, улыбался. Наша первая задача – отвлечь ребёнка от боли, от того, что он находится в больнице, в этой пугающей среде. Если это получилось, мы уже справились с задачей».

Этих весёлых ребят с красными носами хорошо знают во многих детских больницах, а в SOS-деревне в Боровлянах они уже завсегдатаи. После курсов химиотерапии здесь проходят реабилитацию тяжелобольные дети. Матвею три с половиной, из-за лейкоза он вместе с мамой уже полгода живёт в детской деревне. И едва ли не по сто раз на день спрашивает, когда же придут его знакомые клоуны.

Ксения Пограничная, мама Матвея: «В некотором роде лечебный эффект идёт. Когда ребёнок счастлив, он забывает, что у него что-то болит, что неприятно пить лекарства. Когда клоуны приходят, ему легко “под шумок” дать какие-то лекарства, даже если они очень горькие и он до этого их не очень хотел пить».

«Дети, которые не часто видят клоунов, реагируют, как и задумано, в первую очередь на халат. Начинается лёгкая истерика… А потом очень часто бывает фраза “я хочу, чтобы меня лечил только доктор Нюша” или кто-то из моих коллег».

Что для одних увлечение, для других – профессия. Анна Анисенко – артистка театра белорусской драматургии, уже больше 20 лет она ещё известна и как больничный клоун Нюша. На работу пришла после кастинга, его в Беларуси, как и во Франции, Великобритании, Турции и Гонконге, организовал швейцарский фонд «Теодора». До сих пор фонд спонсирует подобные программы в восьми странах, чтобы несколько раз в неделю в онкоцентры, клиники, хосписы и даже домой к больным детям приходил доктор, который дарит радость.

Ирина Стальная, руководитель группы больничных клоунов Белорусского детского хосписа: «Последний кастинг у нас был в 2011 году, мы приняли из 25 семь клоунов… Существует несколько условий, чтобы принять участие в кастинге. Человек должен обязательно иметь какое-то творческое образование: актёр, режиссёр, клоун, фокусник и так далее… После того, как они проходят кастинг, в течение двух лет они ещё работают в качестве стажёров, то есть речь идёт о серьёзной профессиональной подготовке».

Психологи учили их правильно говорить с детьми, медики рассказывали о противопоказаниях, затем обязательный контракт, в котором детально прописаны даже правила личной гигиены. Но находить подход к каждому ребёнку они учатся сами.

Анна Анисенко, актриса Республиканского театра белорусской драматургии, больничный клоун Нюша: «Какие-то фишки, которые ты используешь, и они проверены на детях, они рождаются от безысходности в условиях глубокого стресса, когда ты не знаешь, что делать… Плюс опыт – я была во взрослой онкологии. И когда ребёнок-подросток мне говорит, вот ты не знаешь. Я задираю штанину и говорю – знаю!.. С течением времени я дала себе возможность говорить об этом».

Однажды заставив от души хохотать того, кому, возможно, было не до смеха, они уже не могут остановиться. Каждого ребёнка знают по имени, а когда те поправляются, назначают встречи уже в театре. Но порой даже самым весёлым приходится глотать слёзы.

Дина Иванова, актриса Белорусского государственного театра кукол, больничный клоун Клёпа: «Уйти – нет, но взять какой-то таймаут, чтобы прийти в себя, восстановиться, такие моменты бывают. Буквально недавно, когда я зашла в палату, а папа меня так развернул и сказал “слишком поздно”… В такие моменты не хватает сил идти к другим деткам, приходить-то нужно с чем-то».

Как бы ни было порой сложно, они сходятся в одном: важнее всего в этой работе – любовь к детям. И каждый из них старается сделать жизнь маленьких пациентов немного светлее. Ведь им тоже становится легче, когда несмотря на страдания, они видят искреннюю улыбку на детском лице. 

Подписывайтесь на нас в Telegram