Все обернется экологической катастрофой! Перекрыть традиционные пути миграции животных, но решить гуманитарный кризис. С этой целью польская сторона направила в Беловежскую пущу тяжёлую технику. Строительство забора – в активной фазе. Ответа от комитета Совета Европы по-прежнему не последовало. Но белорусы не приостанавливают попыток сохранить уникальный заповедник.
Неделю назад польская сторона приступила к возведению забора: на территории заповедника в грунт заколачивали опоры под фундамент сразу в нескольких локациях: у погранперехода «Переров», а также рядом с Брестской и Гродненской областями – по ту сторону границы. Сегодня только на пущанском участке уже возвели 400 м 5-метрового заграждения, ещё на 3 км вперёд установили опоры.
Александр Бурый, директор ГПУ «Национальный парк «Беловежская пуща»: «Десятками лет мы пытались объединить все усилия и инициаторами объединения пущи была в большей степени общественность и Европейского союза ученые, и мы это делали – новые проекты, продвижение. В одночасье было принято решение, что наша работа, скажем так, никому не нужна. Пуща, я это официально заявляю, питает кислородом Европу».
Пока же функции забора выполняет временная преграда из колючей ленты. За время её существования уже есть факты гибели животных. Высокой металлической стеной в 65 км польская сторона планирует полностью «оградить» Европу от беженцев с востока. Преследуя только политические амбиции, плачевного исхода для природы не избежать. Грандиозная стройка и польское упрямство приведут к изменению генного состава и потере некоторых видов краснокнижных животных. Дисбаланс влаги спровоцирует уничтожение редких растений и пожары. Польская сторона нарушает конвенции о Всемирном наследии по сохранению мигрирующих видов диких животных, о биоразнообразии, Рамсарскую конвенцию, но реакции на беспредел по-прежнему нет.
Александр Бурый, директор ГПУ «Национальный парк «Беловежская пуща»: «Пока нас никто не услышал, к сожалению, нам не надо останавливаться, надо заявлять, надо привлекать больший круг общественности, я думаю, может быть, нас услышат и прекратят или хотя бы прислушаются, чтобы оставить на данной территории 5 или 10 коридоров для миграции животных».
За ситуацией следят в Комитете государственного контроля. Оценить реальный ущерб от строительства польского забора сегодня невозможно. Ситуация непредсказуемая. Но уже оценивается в 52 млн белорусских рублей.
Василий Руденик, заместитель начальника главного управления – начальник управления Комитета государственного контроля Беларуси: «Сумма вреда состоит из трех составляющих. Первое – это из-за того, что причинена деградация земель, второе направление – это уничтожение живого напочвенного покрова на протяжении определенной полосы и длины протяженности этого забора. Третья составляющая – гибель ценных старовозрастных широколиственных и черноольховых лесов».
Ущерб в деньгах подсчитать можно, а экологический перерастает в катастрофу. И об этом говорят экологи во многих странах, в том числе Европы. Министерство природных ресурсов и окружающей среды направило письма в Центр всемирного наследия и Совет Европы, где выразило озабоченность и призвало Польшу выполнять взятые на себя обязательства по сохранению реликтового леса.
Александр Корбут, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси: «Беловежская пуща – это объект, который отнесен к ЮНЕСКО, он охраняется. С двух сторон Беларуси и Польши мы взяли на себя определенные международные обязательства. Мы попытались решить это на нашем уровне, связались с польскими коллегами, попытались объяснить. Но, к сожалению, мы не нашли такого общего понимания, т.е. строительство продолжается. В целях решения данной проблемы мы были вынуждены обратиться в международные организации».
Белорусы не молчат. Сегодня с самого утра возле консульства Польши в Бресте собрались активисты, представители общественных объединений и организаций, а также простые горожане, осознающие масштаб проблемы. Главный призыв: не делить Пущу и подписать петицию против строительства забора. Под документом, к слову, ставят подписи как белорусы, так и поляки.
Василий Лащ, заместитель председателя Брестской областной организации РОО «Белая Русь»: «Мы обращаемся к народу: посмотрите, мы ведь никогда не были чужими. Мы же всегда были соседями. Чтобы повлиял народ Польши – простые люди».
Юрий Сегенюк, первый секретарь Брестского областного комитета общественного объединения «БРСМ»: «Наша организация этой проблемой глубоко прониклась, мы имеем четкую позицию против строительства забора, подписали петицию, онлайн петицию и, видите, пришли на митинг показать свое недовольство строительством. Мне, как Каменчанину, который там родился, я там отдыхаю с семьей, и мне важно, чтобы заказник этот, экосистема его не нарушалась и не разрушалась».
Владимир Сёмочкин, член Брестского городского Совета ветеранов: «Поляки поступают, как фашисты, именно по отношению к животному миру Беловежской пущи. Беловежская пуща без забора – не надо!»
Волнует эта проблема и международных специалистов – напомним, свыше 700 ученых-экологов Польши и других стран ЕС, а также Африки направили в Еврокомиссию письмо с протестом против строительства забора на границе с Беларусью. Но стену непонимания, враждебности и амбиций, возведённую политиками, по-прежнему пробить сложно.
Подписывайтесь на нас в Telegram