Законопроект об амнистии в честь 70-летия Победы может поступить в парламент в конце апреля. Об этом 2 апреля сообщил журналистам после общения с депутатами в Овальном зале министр внутренних дел Беларуси Игорь Шуневич. Акт гуманизма со стороны государства может коснуться примерно 8 тысяч заключённых.
Воля и разум

Законопроект об амнистии в честь 70-летия Победы может поступить в парламент в конце апреля. Об этом 2 апреля сообщил журналистам после общения с депутатами в Овальном зале министр внутренних дел Беларуси Игорь Шуневич. Акт гуманизма со стороны государства может коснуться примерно 8 тысяч заключённых.

На данный момент в местах лишения свободы находится 23 тысячи осуждённых. И каждый месяц несколько сотен из них выходят на свободу. С чистой, хочется надеяться, совестью и желанием начать новую жизнь. Получается, правда, далеко не у всех. По данным МВД, удельный вес преступлений, совершённых ранее судимыми лицами, в общем числе расследованных преступлений составляет примерно 47%.

Многовато? Наверное, да. Мы провели собственное расследование, чтобы узнать, почему так сложны первые дни жизни на свободе и достаточно ли у бывших заключённых возможностей для социализации?

32 года из своих 58 лет Пётр с романтичной фамилией Морской покорял не моря и океаны, а мотал срок за сроком в колониях по всему бывшему СССР. Разбои, кражи, грабежи – сломанные чужие судьбы и пущенная под откос собственная. Ни семьи, ни крыши над головой. Сейчас он постоялец Дома ночного пребывания – приюта для бомжей в Минске.

Пётр Морской: «Да нет, какая романтика, бросьте глупости! Нажива и жажда наживы! Вот 1993 год – 12 лет, 2006 год – восемь лет».

Свой первый срок Пётр, по его словам, получил в 18 лет за тунеядство, а дальше пошло-поехало.

Пётр Морской: «Побыв там уже, как бы немного изменилось моё мировоззрение! Грабь награбленное своего рода!»

Отсидев шестой срок, Петр говорит: понял, что пора завязывать с преступным миром и начинать новую жизнь.

Пётр Морской: «Расчёт на авось! А здесь я понял, что нет, надо твёрдо стать на землю, приземлиться и потихоньку опять приземляться! Но уже полностью полагаясь, может быть, на Господа, на собственные силы и на людское, значит, просто на человечность!»

В Беларуси в местах лишения свободы сейчас находятся 23 тысячи человек. Каждый месяц на волю выходит примерно тысяча из них. Восемь тысяч выйдет на свободу в этом году по амнистии в честь 70-летия Победы. Личные вещи, билет до места проживания и в среднем 400 тысяч на руки – это при условии, что заключённый не должен был возмещать материальный ущерб и усердно трудился.

Мы решили провести эксперимент. Валерий – актёр. По легенде он только что освободился из тюрьмы – за душой ни копейки. Будут ли ему помогать посторонние люди, зная, что он только что из мест не столь отдалённых?

Первая попытка провалилась. Но мы не теряем надежды и идём искать работу на стройку. Провалилась и вторая попытка. Для большинства работодателей тюремное прошлое претендента означает автоматический отказ. Проблему трудоустройства подтвердили и в МВД, и в Министерстве труда и социальной защиты.

Сергей Никель, начальник управления надзорно-исполнительной деятельности МВД: «Руководители всегда осторожно относятся к таким категориям. От него можно ожидать каких-то противоправных действий, какой-то беды. Поэтому определённое отторжение есть».

Юлия Давиденко, заместитель начальника отдела управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты: «Данная категория граждан отнесена к гражданам, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и нуждающимся в дополнительной защите. В связи с этим, государство предоставляет гражданам дополнительную поддержку в сфере занятости населения. Основной из мер данной поддержки является бронирование рабочих мест».

А для работодателей – финансовые преференции.

Юлия Давиденко, заместитель начальника отдела управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты: «12 месяцев, из месяца в месяц, это где-то около 2 млн компенсируется нанимателю из того, что он платит заработную плату данным лицам».

И всё же Пётр Морской обошёл не одну организацию, чтобы отстоять свое право на труд.

Пётр Морской: «Ну, я бегал, искал, искал, как говорится – не надо! Не надо! Не надо! А если и надо, то ищут не иначе как раба. Чтоб уже меньше возмущался, был доволен тем, что дают, куском хлеба! Пошёл в центр занятости, там пришлось тоже немножко вплоть до заведующей дойти, чтобы изложит ситуацию, что так и так. Дали два направления в ЖЭС №26 и №3. В №26 сказали, что уже взяли. Я поехал в третье. Там как-то директор, так получилось, что прежнего работника за пьянство убрали, ну и место освободилось. Как-то взяли».

Пётр убедил нас, что действительно пытается вернуться к нормальной жизни. Вот и договорились встретиться через несколько дней. Уже на рабочем месте.

А пока продолжаем эксперимент. Нашему актёру не удалось разжалобить продавцов и поесть бесплатно.

Сергей Никель, начальник управления надзорно-исполнительной деятельности МВД: «Психология заключённого такова, что он подойдёт к сотруднику милиции, и у меня неоднократно подходили, просили! Ну, как правило, хоть что-то там ему дают. Все с пониманием относятся. Но я вам скажу: у нас в государстве есть возможность оказать адресную помощь таким людям!

Действительно, в нашей стране бывший заключённый имеет право на адресную социальную помощь. Её размер составляет от одного до десяти бюджетов прожиточного минимума. В 2014 году за такой помощью обратились две тысячи человек, и общая сумма выплат составила более полутора миллиарда рублей, что сопоставимо со стоимостью трёхкомнатной квартиры в Минске. Государственная адресная социальная помощь для лиц, отбывавших наказание. 1.428.100 – 14.281.000. 1.428.100 – бюджет прожиточного минимума.

Ирина Дудка, заместитель председателя Комитета по труду и социальной защите Мингорисполкома: «Изучается материально-бытовое положение, насколько трудная ситуация. Конечно, мы исключаем мотивы социального иждивенчества».

В условленное время мы приехали на работу к Петру Морскому. Как оказалось, в ЖЭСе № 3 он не появляется уже несколько дней. И попытки его разыскать успехом не увенчались.

Оксана Иванюк, бригадир ЖЭСа №3 г. Минска: «Про Петю вы хотели? Он у меня как месяц поработал, он получил 4 миллиона, и всё! И как бы он больше на работу не выходит!»

Николай Шпак, рабочий по комплексной уборке ЖЭС №3 г. Минска: «Я не буду в подробности вдаваться, просто он взял вещь! Вещь пропил, и деньги возвращать не хочет! А это по нашим меркам это некрасиво!»

У бригадира Оксаны Иванюк такой подопечный не один. Из 26 человек половина – бывшие сидельцы.

Оксана Иванюк, бригадир ЖЭСа №3 г. Минска: «Порой мастер боится и говорит, вот, Оксана, не дай Бог что! А я не боюсь, не бойтесь – это люди. У них просто жизнь не так чуть-чуть сложилась. А сейчас, может, они поняли. Один, может, понял, а другой нет. И вот их надо свести, чтобы они поняли свою цель в жизни. Надо давать им шанс».

Сорокалетний дворник Николай Шпак – рецидивист со стажем. Почти половина его жизни прошла за решёткой. Статьи – кражи, разбой, угон. Освободился три месяца назад. И не скрывает, что если бы не работа и поддержка родных, то вновь пошёл бы на преступление.

Николай Шпак, рабочий по комплексной уборке ЖЭС №3 г. Минска: «Я же объясняю! Кушать хочется всем! Если б я ходил, у меня не было ни жены, ни кого, я б тоже пошёл бы дальше! Я не скрываю! Где-то у кого-то, что забрал бы или как-то вот так! Нас откидывает на третий сорт! Вот мы уголовники! Мы третий сорт! Все! Многим людям там лучше, чем дома! Скажу честно! И они совершали преступление, при мне убивали в колонии кого-то, чтоб просто оставаться там! Вот так!»

Статистика – вещь упрямая. И на фоне снижения общего количества преступлений в стране – за четыре года их число сократилось почти на треть – количество рецидивных правонарушений сокращается медленно. 43% осуждённых после освобождения совершают преступления повторно. Этих проблем в МВД не скрывают. И делают ставку на программы социальной реадаптации заключённых. Что, собственно, и подсказывает зарубежный опыт: равнодушие общества способно вернуть бывшего осуждённого обратно за решётку. Удельный вес рецидивных преступлений в странах Европейского союза – 25%.

Александр Кралько, заместитель начальника управления Департамента исполнения наказаний МВД: «Создаются так называемые школы подготовки к освобождению, проводят для осуждённых определённые лекции и диспуты. Беседы…. Для того, чтобы ему поговорить с нанимателем при трудоустройстве, нужно осуждённому освежить в памяти, кому-то просто подготовить, как нужно общаться с обычными людьми! И что нужно сделать для того, чтобы презентовать те знания и умения, которые у него есть либо навыки. Чтобы его взяли на работу».

К усилиям исправительных учреждений подключаются и общественные организации. Вот уже год в Могилёвской области Белорусский Красный Крест реализует международный проект по интеграции бывших заключённых в общество – учат, как оказать первую помощь и как наладить отношения с семьёй.

Андрей Никитин, председатель Могилёвской областной организации Белорусского Общества Красного Креста: «Это всё даёт ощущение, что что-то хорошее его завтра ждёт! Что его ждут на свободе в первую очередь! Мы видим, что белорусское государство сегодня идёт по пути гуманизации наказания».

По статистике критическим являются первые месяцы на свободе. Чтобы помочь преодолеть этот рубеж безболезненно, несколько министерств и ведомств работают над новым законопроектом «Об оказании социальной помощи лицам, освобождённым из мест лишения свободы». Одно из предложений – создать специализированные социальные центры, где заключённые смогут жить в течение первого года после освобождения.

Александр Кралько, заместитель начальника управления Департамента исполнения наказаний МВД: «Трудоустройство это всё хорошо, но вот этот вот досуг его после работы тоже должен быть чем-то занят. И вот здесь должны быть и психологи, и социальные работники, которые смогут показать, рассказать, как провести это время свободное, как провести его и с пользой для здоровья, и для души, ну, как бы ряд осуждённых никогда в театр не ходили!»

Возвращаемся к эксперименту. Сейчас Валерий попробует бесплатно проехать на общественном транспорте.

Итак, подводим итоги. Нашему актёру не удалось устроиться на работу и бесплатно перекусить. Оказалось, что единственным, кто протянул руку помощи бывшему заключённому за целый день, стал водитель маршрутки.

Валерий Воротынский, актёр: «Маршрутчик этот меня удивил, наверное, я талон этот оставлю на долгую память, который он мне дал. Причём я сразу сел в машину. Он мне сразу не отказал! Дал талон! Я так понял, что он проплачивает это всё!»

Это сейчас Валерий Воротынский – востребованный актёр. А десять лет назад он и в самом деле вот так же вышел из колонии, где отсидел долгий срок за разбойное нападение. После освобождения он получал десятки отказов, но хватался за любую работу – санитара, плиточника, строителя, грузчика, охранника… И всё ради того, чтобы не вернуться обратно.

Валерий Воротынский, актёр: «Даже если бы я был на месте кого-то, кто на самом деле сейчас освободился, вот я бы не терял надежды! Оптимизма больше! У меня были свои трудности, но, однако, я тоже достиг каких-то вершин, поэтому, как говорится, что было, то было! Главное, я благодарен Богу за то, что я имею сейчас. Дети и работа!»

Ошибки прошлого наложили отпечаток на внешность Валерия. И хотя у него десятки ролей в отечественных и зарубежных фильмах, в основном, играет злодеев, заключённых и охранников. Но есть у характерного актёра Воротынского мечта – сыграть положительного героя.

Валерий Воротынский, актёр: « Какую-нибудь там роль более, ну, слёзную, что ли. Чтобы прочувствовались зрители, вот так вот, глядя на меня, не видели во мне криминальную личность...»

Исправить отсидевшего человека против его воли, конечно, невозможно. Но при желании общества вполне реально помочь людям, которые, оступившись, хотят вернуться к обычной жизни. Пусть иногда для этого нужен не один, а несколько шансов.

Как рассказали нам в том самом ЖЭСе, возвращения Петра Морского здесь ждут. Место рабочего по комплексной уборке территорий пока оставили за ним. Чтобы было куда вернуться.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram