Более 250 погибших, тысячи раненых – жертвы «кровавого января» 2022-го в Казахстане. Ровно год назад страна буквально погрузилась в хаос. «Пожары» беспорядков, мародерства, убийств и насилия вспыхивали в разных частях страны практически синхронно, что очевидно указывает на продуманную внешнюю режиссуру этого страшного спектакля. Потушить пламя террора удалось коллективно – силами ОДКБ. Миротворцы сработали быстро и профессионально.
Какие уроки усвоены и какие выводы сделаны год спустя? Военный обозреватель и международный эксперт Александр Артамонов рассказал об этом в интервью программе «Контуры» на ОНТ.
Александр Артамонов: «Это вписывается в общую линию дестабилизации евразийского материка. Я не хочу везде видеть англосаксонский след, но в данном случае, конечно, поработали западные спецслужбы. Кстати, очень себя зарекомендовала активная французская спецслужба, служба внешней разведки. Я не удивлен этим, потому что французы имеют свой интерес в Казахстане, это уран, прежде всего. Казахстан – это несыгранная карта. Думаю, еще возможны дальнейшие провокации. Казахстан обрел какой-то запас прочности, но полностью ситуация не снята. Напомню еще раз, что даже в плане таких гигантов, как КНР, попытки предпринимаются. Это как вирус, который будет искать обязательно какое-то слабое звено».
Эксперт ответил на вопрос, можно ли назвать звеньями одной цепи август 2020-го в Беларуси и январь 2022-го в Казахстане.
Александр Артамонов: «Всегда под ударом молодые государства. Именно поэтому делали ставку на взрыв ситуации в Беларуси. В гораздо более сильной степени это Казахстан. И мы знаем, каким образом все взорвалось на Украине. Все это – одно и то же. Никакой разницы здесь нет, просто переменные данные. Неудачный пример подобного воздействия – это 1991 и 1993 годы в России. Это Гонконг – тоже очень неудачная попытка. Это Каир и Египет, где удалось повесить террористов, уничтожить их как таковых. Всегда имеет значение закон большой крови. Беларусь заплатила свою цену большой кровью в момент Великой Отечественной войны. Когда страны через это проходят, у них возникает определенная устойчивость. То есть белорусский народ хорошо очень понимает, что такое большая война, что такое разрушенные города, и имеет перед глазами пример Украины – прямо у себя на границе. И народ очень близкий, естественно. Это дает прививку от подобного рода сценариев, от иностранного вмешательства. Поэтому все инициативы Александра Григорьевича воспринимаются достаточно понятливо со стороны народа. Люди понимают, чем рискуют. Это самое главное».
По словам военного обозревателя, работу миротворческой миссии ОДКБ в Казахстане в 2022 году можно считать неким эталонным сценарием.
Александр Артамонов: «Абсолютно подписался под этим сценарием российский лидер, абсолютно так же среагировал сразу белорусский лидер. То есть эти две страны наши действительно действовали в рамках Союзного государства – жестко и четко. В результате ОДКБ показала абсолютно свою жизнеспособность, что это не мертворожденная организация, способная решать проблемы. Что было большим потрясением для наших оппонентов. Они этого не ожидали. Справились с восстанием, инспирированным из-за рубежа, зачистили боевиков и сразу вывели войска. Да, это эталон».
Артамонов также высказался о национальной идее Беларуси.
Александр Артамонов: «Я считаю, что национальные идеи таких народов, как белорусский, русский народы, – это сохранение европейской цивилизации, мира и общего наследия нашего континента. Европейцы, западные европейцы, оказались этого недостойны. Они распустили собственную идею. После этого в лице той же Ангелы Меркель признали, что никакого мультикультурализма быть не может. Естественно, отказываться от своих святилищ явно не на руку. В любом случае, самое главное – избежать большой крови, сохранить все наше коллективное наследие, не дать внешним акторам вмешаться в наш европейский контекст. Беларусь, на мой взгляд, великолепно выражает эту идею».
Подписывайтесь на нас в Telegram