Из бесформенного куска глины в презентабельное изделие. На этой фабрике в Радошковичах уже много лет создают керамику в белорусских традициях. Работают вручную и с душой, даже если это просто тарелка.
Елена Ярмол, техник-лаборант предприятия «Белхудожкерамика»: «Хочется, чтобы эта тарелка послужила не одному поколению, чтобы она передавалась нашим внукам».
Это предприятие лишь одно из более чем 20, котором удалось занять место на полке магазина, позиционирующего себя как первый белорусский концепт-стор. Для этого пришлось и с дизайном помудрить, и с ассортиментом. Теперь белорусские глина, лен, дерево приобрели новую жизнь и свой собственный бренд.
Татьяна Лугина, председатель концерна «Беллегпром»: «Натуральное, экологичное, тут очень много ручного труда. Мы отмечаем рост востребованности у белорусского покупателя, у российского и восточного на тему льна. Пандемия тоже подтолкнула к понимаю за здоровый образ жизни».
Алексей Богданов, министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: «Те товары, которые мы можем производить как в государственном секторе экономики, так и в частном, действительно заслуживают уважения, это высокое качество, натуральный продукт и хорошие белорусские, славянские традиции. Мы стараемся поощрить наших производителей через развитие фирменных торговых сетей, чтобы белорусский товар мог более оперативно, быстро и в широком ассортименте попасть в руки к нашим потребителям».
Новый магазин в 250 квадратов – это сплошная витрина, где больше 10 тысяч наименований товаров. Чтобы не растеряться, все уже расставлено по локациям, и потому подобрать нужную вещь для интерьера в свой дом будет не сложно.
Игорь Духан, архитектор и искусствовед: «Дом – это автопортрет владельца, поэтому те предметы, которые здесь, совершенно замечательно будут комбинироваться с очень многообразными предметами мирового ассортимента. Это очень хорошо будет скомпановываться в любой интерьер».
А стилистика магазина поможет определиться с акцентами в современном доме. Ведь уйти отсюда без покупки очень сложно.
Здесь все напоминает о славянских корнях, традициях прадедов, но при этом каждая вещь выглядит стильно и современно. И как бы ни называли новый магазин: ответом на зарубежные аналоги или уникальной концепцией стиля по-белорусски, – «Да дому» – это бренд, который пользуется популярностью не только в Беларуси. Франшизу уже ждут и восточные партнеры.
Речь, конечно, в первую очередь о России. Белорусские товары здесь хорошо известны и любимы давно. Другой вопрос, что раньше все это продавалось в разрозненных магазинах. Хотя формат концепт-сторов – мультибрендовых магазинов – как показывает практика, например, у москвичей наиболее востребован. Они всегда спешат и предпочитают все покупать в одном месте. После ухода с российского рынка западных производителей именно белорусские товары начинают продаваться в многофункциональных магазинах. Оказывается, что у нас производят столько, что без труда можно наполнить, например, товарами для дома супермаркет в пару сотен квадратных метров.
Первая такая ласточка – этот торговый дом в Подмосквье. Российский собственник и площадка, белорусская – начинка. В одном месте товары более 30 наших предприятий: от домашнего текстиля и посуды до бытовой химии и косметики. Как и белорусский «Да дому», подмосковный – концепт-стор, а продажи со старта идут в рост – магазин имеет виды и на сетевой статус.
Роман Смирнов, коммерческий директор торгового дома (Россия): «Сейчас очень актуален вопрос импортозамещения, и при анализе рынка возникал такая идея, что было бы правильно в нынешних условиях создать такую концепцию, где лучшие белорусские товары отличного качества могли бы быть представлены на одной площадке, грамотно вместе совмещены. Кто-то нас сравнивает с Zara Home, кто-то нас сравнивает с Ikea».
Да, этот магазин умел удержать внимание. На прогулку можно было потратить целый день и купить все для дома: от салфеток до корпусной мебели. Шведы ушли, но ведь те, кто делал для них продукцию, остались. Это просто не принято было раньше афишировать.
Андрей Коннов, директор маркетингового агентства: «Зачастую крупные компании используют те мощности, которые есть у наших подрядчиков, у отечественного бизнеса. Просто они это продают под своим брендом, и оно продается лучше».
На шведский мебельный концерн работали около 10 фабрик из Беларуси. Здесь, в Молодечно, например, делали для столы, комоды и стулья. Белорусы смогли предложить натуральные материалы и быстро освоить весь модельный ряд. Качество был такое, что позволяло шведам честно подписывать: это made in Belarus.
Елена Герасимова, главный экономист Минского мебельного центра: «Нельзя было отступить ни на шаг ни по фурнитуре, ни по каким параметрам – ни габаритам, ничего. Даже если нам хотелось что-то упростить, удешевить – этого сделать было нельзя».
После ухода шведов, а в Молодечно еще работали на мебельных гигантов из Австрии и Германии, фабрика потеряла большинство заказов. Дверь закрылась на 70% объемов производства, но, похоже, тут же появилось то самое окно возможностей. В Москве откроют аналог Ikea. Заполнять новые концепт-сторы будут исключительно производители из Беларуси и России.
Мурат Шагылыджов, собственник сети магазинов товаров для дома: «Это производители те, которые раньше сотрудничали с Ikea, они знают концепцию, они знают стилистику, они умеют это производить. И то, что мы сейчас делаем, – это мы объединяем этих производителей и создаем на местном рынке точки реализации».
Авторы новой концепции обещают сохранить цены, а что-то, за счет упрощения логистики, даже может быть дешевле. Модельный ряд останется схожим с Ikea. Никаких авторских прав шведы ни в России, ни в Беларуси не регистрировали. Повторить смогут даже те самые фрикадельки. Их ведь долгое время все равно делали на мясокомбинате в Москве.
Подписывайтесь на нас в Telegram