Вся эта ситуация с нефтью и диверсификацией поставок (раз уж началось всё с Москвы) очень напоминает «Витязя на распутье» с картины Васнецова. Мы эту трихотомию наблюдали в русских сказках: «прямо поедешь – жизнь потеряешь, направо поедешь – женатым будешь, налево поедешь – богатым будешь». И белорусскому витязю-нефтянику – хоть ты разорвись. Но как раз разорваться-то и есть задача, то есть диверсифицироваться.
С учётом того, что во вторник Александр Лукашенко говорил о поставках с севера, то есть портов Балтии, и с юга, с порта Одессы, чисто случайно вышло, что «прямо пойти» – это в сторону России. Налево – Литва, Латвия и Эстония, направо – Украина. По этим векторам Минск до этого года особо и не работал, разве что поставки нефти из Венесуэлы открыли для нас возможности трубопровода Одесса – Броды. Ходили мы прямо, и вот эта надпись «жизнь потеряешь» вылилась для нас настойчивым предложением об интеграции. Предложение причём вылилось, а нефти – ни капли. Впрочем, тут есть нюансы.
Уже известно, что из России нам в марте нефть будут поставлять шесть российских компаний. То есть официально Кремль нам энергоресурсы не продаёт (мол, не договорились по цене и по интеграции), но ведь и в Кремль-то нефть поступает от компаний с владельцами-олигархами – им вот эти все разборки интересны в меньшей степени, а важна лишь прибыль. Непонятно, правда, что из этого хуже. Беларусь уже закупает российскую нефть через трейдеров, то есть посредников, к которым Александр Лукашенко относится скептически, и есть за что. Но посредники бывают разные.
Президент, напомним, обозначил, что нефть в России покупать мы будем, это всё же самый эффективный вектор с точки зрения минимизации издержек. Но «прямо пойдёшь – жизнь потеряешь». Глянули направо, где «женатым будешь». Украина и её порт в Одессе.
В самой Украине «пожениться», то есть делать бизнес с Беларусью, очень даже не против: и по экономическим соображениям, и по политическим. Лишь бы мы прямо не ходили… Но фактически порт Одессы и труба «Укртранснефти» – это всё, что может нас интересовать у соседей. При этом, намекают киевские эксперты, Минск вроде как чего-то остался должен за недопрокачку венесуэльской нефти, но с этим «Белнефтехим» разберётся. А вот в целом перспектива сотрудничества с нами – в Киеве месседж Лукашенко услышали.
Через порт Одессы и по трубе Одесса – Броды мы уже получаем нефть азербайджанскую. Причём компания Socar готова наращивать объёмы. Socar – название стильное, но вообще это аббревиатура. State Oil Company of Azerbaijan Republic – государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики. Они уже «прокачались» в этих совместных проектах – у бакинцев есть и небольшие доли в нефтезаводах за пределами Азербайджана, и доля в компаниях-трейдерах. То есть создать некую общую структуру с белорусскими заводами, взять в долю украинских транспортёров – и вот совместный проект, с гарантированными поставками любых объёмов и взаимной выгодой.
Есть, правда, и ещё одна версия повышенного интереса к нам компании Socar, но о ней расскажем, если в течение месяца-двух в Минск на переговоры с Президентом прилетит глава «Сбербанка» Герман Греф. Пока же – о третьем векторе, который «налево пойдёшь – богатым будешь». Здесь точно всё сошлось: Литва и Латвия готовы сражаться за право в своих портах принимать танкеры для Беларуси, и им неважно, где мы будем нефть покупать.
Эксперты балтийского рынка пока отказываются комментировать предложение Президента – сами в шоке, хоть и приятном. Как работает всё с этими странами – на примере Польши. Мы предлагаем им реверсную прокачку в нашу сторону по нефтепроводу «Дружба», поляки говорят, что это маловероятно, потом в Минск прилетает госсекретарь США и говорит, что Америка готова обеспечить Беларусь нефтью в полном объёме, затем Помпео летит в Варшаву – и вуаля. Поляки теперь считают, что реверс по «Дружбе» – отличный вариант.
Мы уточнили в госдепартаменте: уже сейчас рассматривает Вашингтон сотрудничество с Минском по нефти или пока думает? Ответ дипломатично нейтральный, но и в нём можно рассмотреть позитив.
Итого: США, Польша, Латвия, Литва, Норвегия, Азербайджан, Россия… Есть еще Эмираты и нефтетрейдеры по всему миру – вот кто готов сотрудничать с нами по углеводородам. Разные объёмы, разные цены – это да, но вариативность и конкуренция цены эти прибьёт. Пока, вероятно, покупаем чуть дороже, чем в прошлом году – но гордо. И оно того стоит.
В начале недели следующей ждём новостей о 6 миллионах тонн нефти. В субботу, например, Саудовская Аравия в ответ на срыв сделки с Россией снизила цену на нефть на рекордную за 20 лет величину. Марка Arab Light оказалась на 10 долларов дешевле марки Brent, а Россия свою Urals традиционно продаёт всего на два доллара дешевле барреля Brent. Чем не вариант?
Подписывайтесь на нас в Telegram