Танки, самоходки и мотоциклы, как во время войны – по разные линии разделённого зала.
Внедорожники, мотоциклы, грузовики, бронетранспортёры, танки и другие «моторизованные» участники Второй мировой войны. Более 100 моторов, случись им оказаться на одном поле боя, конечно, в своё время наделали бы много шума. Сегодня они – выставочные экспонаты. Достаточно редкие, а порой и сохранившиеся в единственном экземпляре. Например, прототип знаменитого советского внедорожника ГАЗ-64 «Пигмей». Именно с этого автомобиля началась история командирской машины. Или французская самоходная гаубица «Лорейн» – второй такой сейчас в мире нет.
Вячеслав Лен, реставратор, организатор выставки «Моторы войны»: «Мы всё, что здесь есть, в буквальном смысле, по крупицам собираем по всему миру, реставрируем, стараемся восстановить каждую деталь оригинальную, чтобы перенести дух времени, то есть в каждой машине есть душа, каждая по-своему капризничает, легко заводится или тяжело, но это история».
Самые популярные моторы войны – лёгкие танки Т-60 и Т-70. Оружие операции «Багратион». Рядом с ними мотоцикл М-72. Именно такой изображён на картине Валентина Волкова «Минск. 3 июля 1944 года» рядом с танком Т-34. Мотоцикл скопирован уральскими инженерами с немецкого BMW. Сегодня и тот, и другой, как и во время войны, стоят по разные стороны разделённого зала. С одной стороны – техника стран фашистской «оси», с другой – авто антигитлеровской коалиции. У каждой машины – своя, часто непростая, история. А рассказы о некоторых марках автомобилей даже больше напоминают легенды.
Одна удивительная история связана с автомобилем ЗИС. В партизанском отряде, который в годы войны работал в минских лесах, машина появилась случайно. Туда её привез немец, влюбившийся в подпольщицу. Ездить через бурелом на грузовике, конечно, было невозможно, поэтому его приспособили… под мельницу. Без конструкторского бюро, проекта и чертежей автомобиль был модифицирован. Кузов поднимали домкратом, снимали заднее колесо. Пустой барабан и вращал жернова. Говорят, производительность была такая, что на передвижную мельницу стали возить зерно из соседних отрядов и даже деревень.
Потом этот опыт переняли по всему фронту. Похожая машина-мельница даже участвовала в параде партизан в Минске в 44-м. Маршалам общей Победы здесь принадлежали два выставочных экспоната. Небольшая по сегодняшним меркам «Эмка» возила Ивана Конева, а автомобиль ГАЗ-61 долгие год был личной машиной Георгия Жукова.
Николай Хрипунов, директор музея раритетных внедорожных машин (г. Самара): «Через два года после начала реставрации мы только выяснили, чья это машина. У нас есть подтвердительные документы архива, что эта машина 26 октября 1942 года была изготовлена на ГАЗе специально для ставки в Куйбышеве маршалу Жукову».
Но на выставке представлен ещё более раритетный экземпляр – одна из модификаций автомобиля ГАЗ-61. Лёгкий артиллерийский тягач ГАЗ-61-416. Его прямо на заводе комплектовали противотанковой 57-миллиметровой пушкой с транспортным передком и отправляли на фронт. Из 34 изготовленных автомобилей-тягачей чудом уцелел только один, принимавший участие в битве за Москву. Сегодня и эту машину, и некоторые другие можно не только увидеть. Можно и посидеть у каждой в кабине или на пушечной башне. Как говорят организаторы выставки, история в эти дня даёт возможность по-настоящему к себе прикоснуться.
Подписывайтесь на нас в Telegram