Выставка «Сценография в масштабах 1:25» проходит в Минске

Столичный Дворец искусств принял арт-объекты, масштаб которых 1:25. Это соотношение макетов декораций с размерами той же «первой сцены Беларуси» – Купаловского театра. Далеко не все экспонаты национальной выставки, как говорится, сейчас «на подмостках».

Минский Дворец искусств принял арт-объекты, масштаб которых 1:25. Это соотношение макетов декораций с размерами той же «первой сцены Беларуси»  Купаловского театра. Заметим: далеко не все экспонаты национальной выставки, как говорится, сейчас «на подмостках».

«Здесь четыре сантиметра, это метр в макете. А в жизни умножаем на 25 и получаем реальный метр»

Таков масштаб модели в идеале. Вроде того, как температура 36,6 – средняя по поликлинике. Этому макету повезло. Он сегодня не только в мини-объёме. Маску «Пане Коханку» пять сезонов сбрасывают в Горьковском.

Алла Сорокина, главный художник Национального драмтеатра им. Максима Горького: «Если для художника-живописца белый холст является отправной точкой, то для художника театра это чёрная коробка сцены. Потому что в чёрной коробке сцены исчезает пространство, появляется глубина».

Мало кто читает программку дальше «Ростислав Янковский». А ведь он в роли благодаря их художественному вымыслу. Правда, сами сценографы зачастую выбирают занавес, избегая слова «публичный». Пример? Вот! Борис Герлован – ныне единственный «народный художник», почти полвека законодатель моды на подмостках.

Режиссёр часто вмешивается в Вашу работу и говорит: «Давай-ка мы переставим это сюда»?

Валентина Правдина, художник-сценограф: «Вы знаете, дело в том, что вплоть до премьеры что-то изменяется. Если 70% от того, что я задумала, воплощается потом на сцене, это считается удачей».

Выходит, сегодня на глаз вещи, которые в «природе» 28 действующих театров воплощены частично. По традиции, рядом с учителями выставляются ученики. Кстати, сейчас курс сценографии в Беларуси – шесть лет, как в медицине. Однако набор-то же – раз в шесть лет.

Это (см. видео – прим.ред.) – парадная, а отсюда уже, можно сказать, кухня. Обычно зритель видит чуть-чуть дальше кулис. А что же вокруг? Такое доступно лишь раз в 10 лет.

В географии выставки есть и мастера Гродно, там сценографической традиции 300 лет! И новички. Допустим, из Лиды. Этот проект (см. видео – прим.ред.) словно «но…» всем тем, кто уверен: макет умер, наша эра – 3D. Сегодня игру на равных ведут и стар, и млад.

В этом сезоне художник-сценограф Андрей Меренков признан лучшим по профессии. Меренков удостоен престижной премии Ушакова – первого декоратора Купаловского. Заметим, спектакль «Последняя женщина…» снят из репертуара Могилёвской драмы. Зато сохранён в выставочном масштабе 1:25. Театр начинается не только с вешалки. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Новости Минска