Выставка малоизвестных графических работ Юрия Карачуна открылась в Национальном художественном музее

Последняя выставка Года культуры открылась в Национальном художественном. Здесь собрали малоизвестные графические работы директора музея – третьего в истории. Сегодня Юрию Карачуну исполнилось бы 85 лет. Устроили вернисаж на галерее между старым и новым корпусами, что во многом символично.

Последняя выставка Года культуры открылась в Национальном художественном. Здесь собрали малоизвестные графические работы директора музея – третьего в истории. Сегодня Юрию Карачуну исполнилось бы 85 лет. Устроили вернисаж на галерее между старым и новым корпусами, что во многом символично.

Так любил рисовать, что даже себя набросал фломастером за этим занятием. Тогда, в 1995 году, Карачун позировал Карачуну в зеркале. Автопортрет руководителя, который следовал за Михолапом и Аладовой, сегодня «связал» век XX и нынешний в музее. Экспозиция к юбилею заметна уже из cтарого корпуса, сквозь прозрачную дверь нового, заложенного в его эпоху.

Александр Карачун, сын Юрия Карачуна: «Он был художником абсолютно во всём. Вы знаете, маленький секрет расскажу: когда был директором, у него в кармане всегда лежала отвёртка. Мало ли где-то, раз и подтянет. Такие черты, они проявлялись и в большом, таким образом, возник проект восстановления Мирского замка».

«Человек красит место!» – пословица явно о бывшем «хозяине» музея (это при нём главный художественный стал Национальным). На выставке памяти – офорты, акварели, пастели. Произведения из собрания семьи мэтра графики – впервые на публике, а также галерее между новым и старым корпусами. «На галерее», кстати, назывался цикл уже культовых выставок, открывших в 1990-х дорогу молодым талантам, – с подачи директора.

Именно при Карачуне художественный вышел за пределы одной улицы Ленина, получив здание на соседней – Кирова. Это, можно сказать, стало началом того, что по поручению Президента сегодня формируется в самом сердце столицы – первый белорусский «музейный квартал», как в Вене или Амстердаме.

Нехватка площадей беспокоила директор: чуть более 1% в стационарной экспозиции, свыше 20 тысяч – в запасниках. Причём не в идеальных условиях. При Карачуне сотрудники ещё отправлялись в экспедиции. Оттуда в 1980-х живописное «Моление о чаше». Лишь сейчас картину кисти великого Дамеля готовят к явлению народу – уже в Год науки.

Александр Лагунович-Черепко, реставратор: «Часть пейзажа, часть Гефсиманского сада в темноте. Оказалось, что состояние немного хуже, чем мы предполагали: много потёртостей, таких мелких утрат. Это, естественно, увеличило время нашей работы».

При Карачуне реставраторы активно стажировались в мастерских музея Королевского замка на Вавеле в Кракове, к нам привозили шедевры Дрезденской галереи, а отечественную графику впервые увидели в Индонезии. Третий директор, по сути, и основал коллекцию современного белорусского искусства – теперь самую большую.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Канешне, сёння вельмі вялікая адказнасць кладзецца на калектыў музея і на мяне, як кіраўніка, каб быць дастойнымі праемнікамі. У прыватнасці, можна адзначыць тыя міжнародныя праэкты, якія рабіліся ў Год культуры асабліва: гэта і выстаўка ў Музеях Ватыкана, у Музеі Эль Грэка ў Талега (Іспанія). Адмянілі ўжо, нават у выхадныя дні музей працуе, што называецца, кругласутачна».

Ученик великого пейзажиста Виталия Цвирко, наследник не менее великой собирательницы Елены Аладовой. Рядом с последней выставкой Года культуры – бронзовый бюст Карачуна, навсегда.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Новости Минска