120 очагов возгорания, вертолёты в небе и сообщения в МЧС о горящих полях и участках – специалисты называют это сезоном сухой травы. Её часто пытают убрать огнём, не понимая все риски и последствия. В итоге наведение порядка заканчивается уничтоженными полями, домами, а иногда и трагедиями. Репортаж Олега Шапеля.
Деревня Николаевка. Съёмочная группа ОНТ, заметив огонь, останавливается. Уже доставая огнетушитель, видим людей. Происходит неожиданный разговор, как оказалось, с председателем местного сельсовета: «Мы тут косим, убираем, порядки наводим».
Такие порядки обычно приводят к усыпанными золой гектарам земли. Встретить их можно во всех уголках страны. Полыхает от Бреста до Витебска. Основная причина возникновения огня – человек, уверенный, что будет гореть только там, где он задумал. По статистике, 70 % пожаров происходит по соседству с городами и сёлами, а когда в выходные люди выезжают на природу, в небо МЧС приходится поднимать вертолёты.
Чтобы остановить лесной пожар, накануне спасателям пришлось семь раз опустошать над землёй огромный резервуар с водой. Пламенем было охвачено больше 150 гектаров земли. Серьёзнее всего горели Минская и Брестская области – помогал сильный ветер. Самое опасное, что пламя подступало к болотам. Тушить торф под землёй крайне сложно. Тлеть на глубине он может несколько месяцев.
Старую солому Людмила Михайлова сжигает на перепаханном поле. С собой у неё, кроме лопаты, ещё и ведро воды. В деревне Васильки теперь если что-то и надо утилизировать, то только так. Дом на окраине села (напоминание о, казалось бы, безобидном сжигании травы) восстановлению не подлежит.
Только в Витебском районе ежедневно фиксируют до 10 звонков о полыхающей траве. Часто вместе с ней горят сараи, бани и дома. Объяснение у поджигателей как под копирку.
Сергей Ловейкин, первый заместитель начальника Витебского районного отдела по чрезвычайным ситуациям: «Разжёг костёр, отвлёкся, пошёл домой воды попить или на телефон ответить, а через 5-10 минут горит рядом расположенный сарай. В момент, когда люди отвлекаются, происходят такие возгорания».
Под Гродно четыре пожарных расчёта два часа боролись с огнём. Пламя остановили на подступах к дачному посёлку. Пострадал луг. Теперь это сплошное чёрное поле.
Экологи, который год весной бьют тревогу, пытаются отучить людей от вредной привычки уговорами и штрафами. Максимальный – почти 1000 рублей.
Геннадий Горланов, главный специалист Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды: «Скажем так, это трагедия на местном уровне для всего живого, что здесь находилось. Здесь практически мёртвая земля будет длительное время. Она восстановится, но уже не в том биоразнообразии, которое было».
Беспечность при выжигании сухой травы наносит урон не только природе и экологии. За несколько недель апреля двое белорусов получили серьёзные ожоги, трое погибли в огне. Как правило, это люди преклонного возраста, которые могут разжечь костёр, но контролировать его им не под силу.
Подписывайтесь на нас в Telegram