В Турции будут избирать нового президента и парламент. Ситуация накануне дня выборов: включение ОНТ

Несмотря на то, что кандидатов стало меньше, бюллетени останутся прежними

В Турции будут избирать нового президента и парламент. Ситуация накануне дня выборов: включение ОНТ

За победу в эти дни и в Турции. Там развернулась нешуточная борьба, читай – за власть. Завтра в стране не чужой для белорусов (бывали мы в этих Анталиях) выбирают президента. Тур первый и, говорят, не последний. Вопрос не столько в том, кто станет президентом, а в том, останется ли им Эрдоган, находящийся у власти 20 лет. Его политику называют суровой, но именно он сумел придать Турции статус посредника между Москвой и Киевом, продавил зерновую сделку и претендует на роль регионального лидера. А потому отдельные СМИ уже назвали турецкие выборы самими важными в этом году. Избирательная кампания получилась бурной. Хотя как еще могло быть в Турции? Но особенность в том, что страна всего три месяца назад пережила катастрофическое по масштабу разрушений землетрясение. Так сдвинутся ли тектонические плиты в турецкой политике? Вот в чем вопрос. В Турции работает съемочная группа ОНТ. 


Любая агитация сегодня запрещена. Но политические страсти точно не улеглись и кипят не хуже, чем в турецких сериалах. Один из 4 претендентов на пост президента снял свою кандидатуру за три дня до выборов. Он считает, что оппоненты сговорились и это их рук дело – финансовые провокации и обнародованное порновидео с его участием. Он утверждает, что это фейк. Конкуренты вину отрицают. Эрдогану жаль, что придется продолжать гонку втроем. Второй фаворит – оппозиционный лидер – Кемаль Кылычдароглу – и вовсе нашел «русский» след в ролике с откровенным содержанием.

У себя в твиттере он фактически обвинил не то Москву, не то русских хакеров в создании фейковой видеозаписи. Что это значит? Он главный противник Эрдогана, и, если станет президентом, есть опасения, что отношения с Россией ухудшатся. Кылычдароглу вообще считают прозападным политиком, более удобным и угодным, чем нынешний президент. В случае победы он вполне может возобновить переговоры по вступлению Турции в Евросоюз, быстро решить вопрос с членством Швеции в НАТО. По-другому в целом будет строиться диалог и с военным блоком, и с Вашингтоном. Именно кандидат от оппозиции встречался с послом США в Анкаре. За это его критиковал Эрдоган. А вот его проигрыш может коренным образом изменить все политические форматы на Черном море, Ближнем Востоке, на Кавказе и в Центральной Азии. В принципе, шансы фаворитов более-менее равны. Для победы в первом туре кандидату нужно набрать минимум 50% голосов и один голос иначе будет второй тур 28 мая. 

Как вообще проходит голосование? Было досрочное для граждан, которые находятся за рубежом. Оно шло с конца апреля и закончилось 9 мая. ЦИК Турции оборудовал участки больше чем в 70 странах. Так голосовали свыше 3 миллионов человек. И еще 61 миллион в самой Турции. Как ведет себя типичный турецкий избиратель? Местные политтехнологи считают так: 20% определяются с выбором за два месяца до голосования. Каждый десятый – в последнюю неделю, и половина принимают окончательное решение уже на избирательном участке. А вот британские аналитики уверены, что решающую роль сыграют «молчаливые избиратели». Это 11 миллионов домохозяек. Важна и позиция курдов, многие из них – из районов, которые больше всего пострадали от февральского землетрясения. Там довольно сильны протестные настроения. Люди недовольны некачественным строительством и коррупцией. Мы все помним кадры, когда здания складывались, как карточные домики. Вообще непонятно, сколько пострадавших реально смогут голосовать. Они должны были сообщить о своих новых адресах, будь то палатка, контейнерный дом или общежитие, властям, через портал электронного правительства. Есть ли в палатке интернет, вопрос, конечно, интересный. 

Местная пресса писала, что юго-восток после землетрясения покинуло больше 3 миллионов человек и меньше двухсот тысяч зарегистрировались в других провинциях. 

А рефреном всего этого звучат обвинения в адрес США. Власти Турции утверждают, что Вашингтон пытается влиять на исход выборов, манипулирует общественным мнением – через СМИ, соцсети – мы-то знаем, как это бывает.

«Выборы в Турции – главный избирательный процесс года». «Турция и будущее демократии». С такими заголовками недавно вышел номер американского издания Economist. Если США пишет о «демократии» в адрес конкретной страны, то здесь уже точно надо насторожиться. А то опять получается, что окна Белого дома выходят на Босфор, а Штаты видят себя спасителем уже Турции. Вот такое вот невмешательство во внутренние дела суверенной страны. О непрошенной опеке Дяди Сэма мы тоже поговорили с людьми. 

Стоит сказать, что политические очки Эрдоган может потерять и из-за экономики. Инфляция в Турции выше 40%. Считается, что президент больше поглощен внешней политикой, а не внутренней, а вот для оппозиции, наоборот, внешний контур – это ахиллесова пята. Голосование начнется завтра, в 8 утра. И ближе к полуночи будут какие-то предварительные итоги. 

И, кстати, несмотря на то, что кандидатов стало меньше, бюллетени останутся прежними – со всеми фотографиями. Вообще, в таких случаях говорят «невелика потеря», опросы показывали, что за него хотели отдать голос всего 2% избирателей. Кому они теперь достанутся – Эрдогану или оппозиционному кандидату – мнения разные. Но действующий президент вряд ли настроен на второй тур. Дело в том, что 14 мая в 1950 году на выборах победила демократическая партия, а вот кемалисты проиграли. Их наследницей как раз и является оппозиционная партия. И на такой дате настоял Эрдоган. Помогут ли ему символизм и «высшие силы истории», посмотрим. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Наталья Тарасюк
География:
Турция