В Новосибирске «Беларусам» ни холодно, ни жарко: город, где делают сибирское «сердце» БелАЗов

Новосибирск – важнейший транспортный узел страны, соединяющий Европу и Азию

В Новосибирске «Беларусам» ни холодно, ни жарко: город, где делают сибирское «сердце» БелАЗов

И снова к экономике с поправкой на новые мировые обстоятельства. Санкционное уравнение с целой массой неизвестных Беларусь и Россия успешно решили, взяв курс на тотальное импортозамещение и более тесную кооперацию – те самые новые возможности, о которых не раз говорил Президент. Как это работает на практике? На неделе мы отправились в Новосибирск – город-«миллионник», где «нити союзной выгоды» переплелись сразу по нескольким позициям. 

«Welcome to Novosibirsk or Sib – Chicago». Так иногда шутят, встречая гостей здесь, за три с половиной тысячи километров от Минска. Не на Запад, а на Восток. Третий по величине город России еще сто лет назад сравнили с американским мегаполисом. Похоже, с тех пор он так и не перестает бить рекорды. Самый быстрорастущий город страны. Самое крупное муниципальное образование в России, здесь самый большой театр и самая научная улица в мире. Всего 2,5 километра в Академгородке – и там в одном месте 35 институтов. Новосибирск – еще и важнейший транспортный узел страны, соединяющий Европу и Азию. И коль первая своими санкциями давно старается закрыть для нас все двери, то на Востоке и Беларусь, и Россию сейчас рассматривают, как ключевых игроков. Активно заходить сюда мы намерены вместе. И, в первую очередь, с готовой продукцией – исключительно своей, союзной.

Андрей Травников, губернатор Новосибирской области: «Тема очень актуальная. Действительно, импортозамещение важно сегодня для наших стран. И самое главное, есть результаты и есть наработки. Я готов свою команду сориентировать максимально. Если мы сейчас договариваемся, подтверждаем. Сделаем акцент именно на развитие науки, технологий, на развитие промышленности именно в сфере высоких технологий».

Именно за российскими регионами продвижение политики товарного и технологического суверенитета. Еще до пандемии Новосибирск активно сотрудничал с Беларусью в этом направлении. Товарооборот составлял 500 миллионов долларов. Ковид, нарушение логистики, а теперь и санкции дали заметный минус. Не остановку, а поиск новых цепочек. 25% во взаимной торговле мы уже прибавили. Расти дальше – задача, которая и для Беларуси, и для России из числа важных перешла в разряд первоочередных.

Дмитрий Крутой, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России: «Если вы посмотрите структуру наших экспортных или импортных поставок, то видно, что там преобладают промышленные товары и сотрудничество в сфере промышленности. Новосибирск является крупным промышленным центром. Здесь примерно 10% всей промышленной продукции Сибири производится. Нужно дальше уходить в какую-то совместную кооперацию».

За примерами в Новосибирске далеко ходить не нужно. Одно из градообразующих предприятий региона – завод «Сибэлектропривод». Здесь выпускают тяговые двигатели для тепловозов. Но быть и оставаться одним из самых рентабельных предприятий электромашиностроения России предприятию позволяет только кооперация с белорусским «БелАЗом».

Вот эта деталь – сибирское сердце наших БелАЗов. Тяговая электрическая силовая установка. Проще – электродвигатель. В цене самосвалов – это 20% стоимости. И весь новосибирский завод «Сибэлектроаривод» работает практически только на Беларусь. 80% продукции уходит именно в Жодино.

Электродвигатели для 130- и 220-тонных БелАЗов – основной вид продукции предприятия. В прошлом году отгрузили 650 генераторов, в этом планируют на 100 больше. На завершающей стадии проект выпуска электроприводов и для менее тяжелого 90-тонного БелАЗа, популярность которого растет как раз на местных месторождениях полезных ископаемых.

Михал Вахун, генеральный директор предприятия «Сибэлектропривод» (Россия): «Я считаю, на сегодняшний день этот темп удержится, потому что у самого БелАЗа планы очень смелые. И они оправдаются на рынке, потому что здесь рядом у нас много карьеров, разработок. Мы с ними сотрудничаем, поэтому знаем, что спрос на эту технику огромный».

Еще один пример взаимодействия в промышленности и кооперации. Главное ожидание новосибирцев – наш транспорт. Устаревший и изношенный городской пассажирский парк – одна из самых серьезных проблем. Обновление подвижного состава началось именно с автобусов МАЗ, сейчас подключился «Белкоммунмаш», который наладил в Сибири совместное с россиянами производство по выпуску трамваев. Сорок две новые машины уже на линии. А уже в следующем году из Минска сюда приедет и первый электробус.

Анатолий Локоть, мэр г. Новосибирска (Россия): «Нам будет поставлен для испытаний в наших непростых зимних условиях электробус производства Беларуси, минского завода. Это очень важно психологически, потому что надо показать, что он может работать и в таких температурах. А у нас бывает -40°С, летом +30°С. Такая амплитуда довольно большая. Если все получится, то будет хорошо для производителя, для нас, мы выйдем на какие-то решения, чтобы развивать свой электротранспорт дальше».

Все наши машины регион будет закупать за средства регионального и федерального бюджетов. Время, когда наши товары здесь считались иностранными, уже прошло. Выгоднее – это осознали обе стороны – договариваться. Такую схему взаимодействия на рынке можно хорошо проиллюстрировать именно в Новосибирске. Самый известный памятник в городе – продавцу и покупателю. Житейская и распространенная история. Мужчина и женщина торгуются за товар и его стоимость. Но здесь есть еще одна линия, можно сказать, подвох. Пока продавец и покупатель не могут прийти к консенсусу, маленькая собачка, пользуясь моментом, вытягивает из сумки покупателя связку сосисок.

Примерно так могло быть и с белорусско-российскими торговыми отношениями совсем недавно: мы спорили, закрывали свои рынки, долго обсуждали цену. В это время наши западные конкуренты вытягивали наши преимущества и деньги. Сейчас в условиях санкций главная задача – все сосиски, т.е. максимальную часть доходов, оставлять в общей корзине Союзного государства.

А в этих широтах у нас есть еще один серьезный конкурент – Китай. Логистическое плечо у его производителей короче, цены от этого часто ниже. Плюс – известный очень активный подход Поднебесной к торговле. Нашим промышленникам приходится учитывать эти правила игры и выстраивать маркетинговые схемы так, чтобы не просто конкурировать с Китаем, но и кое в чем его даже обходить.

Этот красавец – одна из немногих машин в мире, которая не дает в Сибири проехать китайцам. Торговый дом МТЗ работает на огромной территории от Урала до Сахалина. Восемь из десяти машин в хозяйствах региона – белорусского производства. Давыд Громов приехал из Якутска забирать свой полностью укомплектованный трактор. Единственная дополнительна трата – утеплитель для двигателя. Заставляют морозы под -60°С.

Давыд Громов, фермер (Россия): «Это проверенный по Якутии. Хороший трактор, в сельском хозяйстве будет работать».

Все необходимое можно купить в сервисном центре, здесь же полное гарантийное облуживание и ремонт. А начинал торговый дом как монобренд. Только МТЗ. Сегодня здесь практически вся линейка нашей лучшей техники: от самых маленьких тракторов до мощных грузовых машин и комбайнов. Сейчас в год с этой площадки уезжают две с половиной тысячи тракторов. Наши говорят, что готовы прирасти еще минимум процентов на 20.

Дмитрий Белайц, генеральный директор торгового дома «МТЗ-Сибирь»: «Белорусский трактор состоит на 100% из запчастей, которые делаются в России и в Беларуси. И, поддерживая белорусскую промышленность, они поддерживают ряд предприятий, которые поставляют в Беларусь для сборки. Поэтому мы сегодня занимаем агрессивную позицию, мы держим свои линии фронта и не отдаем ни кусочка земли китайскому промышленнику. А основной успех и слоган нашей компании – "Объединяясь – побеждаем". Объединив МАЗ, объединив "Гомсельмаш", объединив МТЗ хотя бы в рамках товаропроводящей сети, мы не оставляем ни одного шанса нашим конкурентам, которые по одиночке думают, что с нами могут бороться».

Так что на нашем общем торгово-промышленном поле и Беларуси, и «Беларусу» пахать и пахать. Надеясь на всходы. И в переносном, и в прямом смысле. Мы пришли сюда надолго и будем осваивать эту сибирскую землю. А до весны-то уже – всего ничего.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская