Книги учат нас не только мыслить, но еще не забывать. Но порой живые страницы истории остаются в памяти куда лучше того, что написано пером. Один из таких примеров – лагерь смерти в Озаричах. Сегодня, в Международный день памяти жертв геноцида, мемориальный комплекс снова открыт. После реконструкции. Тогда, в 44-м, всего 10 дней для многих оказались вечностью. А для 20 тысяч белорусов – последними.
Бывший концлагерь «Озаричи» – одно из самых жестоких мест по истреблению людей. Испытания, которые выпали на их долю, одна из самых трагических страниц в белорусской истории. Тамаре Лавецкой было всего семь, когда ее вместе с родителями фашисты отправили на верную смерть.
В годы войны за короткое время сюда свезли около полусотни тысяч мирных граждан: командование Вермахта использовало людей в качестве «живого щита» на пути наступления советских войск.
Женщин, детей и стариков держали под охраной – прямо на болоте, обнесенном колючей проволокой. Сбежать было невозможно. Подходы минировались, вокруг стояли пулеметные вышки.
Каждый день тогда уносил сотни жизней. К тому же, этот лагерь смерти – первый, где немцы применили бактериологическое оружие. Людей заражали сыпным тифом и оставляли умирать.
Это должно было спровоцировать эпидемию среди наступающих советских войск. Но, благодаря работе военных медиков, этого удалось избежать. В марте 44-го войска 65-й армии 1-го Белорусского фронта освободили из концлагеря больше 30 тысяч человек. Половина из них – дети. Остальные погибли от холода, голода и болезней.
Военные архивы наполнены болью и страданиями. В момент освобождения советские воины (об этом они расскажут позже) увидели в Озаричах страшную картину: тысячи истощенных людей в тифозном бреду лежали на болоте под дождем и снегом. Такое не забывается.
После масштабной реконструкции мемориальный комплекс превратился в большой музей под открытым небом. Сердце композиции – «Камни прозрения». Это четыре многогранные стелы, на каждой – панно с увеличенными фотографиями узников. Рядом – 7-метровая башня с воспоминаниями выживших.
На площадке над болотом размещена стена скорби с поклонными крестами. Здесь находился основной участок адского конвейера по уничтожению мирных жителей.
И здесь же установлен первый в стране памятный знак военным медикам, остановившим тогда эпидемию тифа. В нем – одновременно и мужество, и боль утраты. Сама территория комплекса расширена почти до двух гектаров. Теперь это не только знаковое место исторической памяти, но и новая точка на карте патриотического туризма.
Фото: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram