В Латвии почтили память узников Саласпилсского концлагеря

В Латвии День памяти проходит в латвийском Саласпилсе, где в годы войны находился один из немецких лагерей смерти. Туда свозили узников со всей Европы, в том числе из Беларуси. Печально знаменит этот лагерь тем, что через него прошли тысячи детей. Выжили единицы.

11 апреля мир вспоминает узников фашистских концлагерей. В Латвии День памяти проходит в латвийском Саласпилсе, где в годы войны находился один из немецких лагерей смерти. Туда свозили узников со всей Европы, в том числе из Беларуси. Печально знаменит этот лагерь тем, что через него прошли тысячи детей. Выжили единицы.

Траурной колонной каждый год они проходят этот маршрут до лагерных ворот. Вернуться откуда было суждено единицам. Их остаётся всё меньше, но они ещё есть. И готовы сквозь слёзы, сквозь боль говорить о том, что выпало на их судьбу и что искалечило детство.

Галину Иванову с территории оккупированной Беларуси немцы привезли вместе со всей семьёй в Саласпилс в двухмесячном возрасте. То, что она перенесла и выжила, кажется невероятным.

Галина Иванова, бывшая заключённая: «Здесь, в Саласпилсском лагере, у всех детей брали кровь для немецких госпиталей. И для меня, двухмесячной, не делали исключения. Сестра рассказывала, что кровь у меня брали из головы. Поскольку на руках вен просто ещё не было».

Это уже потом в современной Латвии власти назовут этот страшный лагерь смерти «воспитательно-трудовым» (так официально было прописано его название в немецких документах). Как воспитывали здесь 3-, 5-, 7-летних детей и к какому труду приучали, прописано не было.

Это озвучили позже, на Нюрнбергском процессе – впервые в мировой истории войн преступления против детей и детства стали элементом государственной политики: их убивали, сжигали, онемечивали, брали кровь, проводили псевдонаучные эксперименты, забирали имя и Родину.

Людмила Левченко, бывшая заключённая: «У меня первая группа крови, которая всем подходила, и меня выкачивали каждый день. И били, и чего только не делали, а когда подходила Красная армия, меня продали на хутор».

Концлагерные дети, как они сами себя называют, остаются последними живыми свидетелями страшных преступлений фашизма. В канун 70-летия Победы здесь, в Латвии, на фоне полного равнодушия властей они ощущают поддержку только со стороны России и Беларуси.

Марина Долгополова, посол Республики Беларусь в Латвии: «Очень трудно говорить какие-то официальные, протокольные слова, находясь на таких территориях, как Саласпилс или наша Хатынь. В душе только скорбь, сопереживание и глубокое уважение к тем, кто погиб и тем, кто выжил. Вечная память!»

Выставка «Угнанное детство. Жертвы Холокоста глазами малолетних узников нацистского концлагеря Саласпилс» должна была открыться в начале этого года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Однако за неделю до открытия экспозиции ее заблокировало представительство Латвии при ЮНЕСКО. Согласно позиции официальной Риги, тематика выставки «вредит имиджу» Латвии в период её председательства в ЕС.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Дмитриев
География:
Латвия