В чем суть конфликта в Нагорном Карабахе и какие 5 тезисов мира предложил Лукашенко на саммите стран ОДКБ?

Война, мир и сложный путь по тонкому льду от первой локации ко второй. В пятницу лидеры стран ОДКБ обсуждали конфликт между Арменией и Азербайджаном. Конфликт застарелый, но он то и дело вспыхивает, то в Нагорном Карабахе, то на границе двух стран. Ереван созвал онлайн-встречу, чтобы услышать четкую позицию стран Договора по этому вопросу. И Александр Лукашенко эту позицию высказал. Выступление нашего лидера было четким, даже жестким. Но главное – совершенно неравнодушным. И основная мысль – свои проблемы на постсоветском пространстве надо решать самостоятельно, в своем кругу. Игорь Тур проанализировал пять тезисов нашего Президента для мира. Не только между Арменией и Азербайджаном. Эти посылы не тактические, а стратегические.

«Если я усну и проснусь через 100 лет, и меня спросят, что сейчас происходит между Азербайджаном и Арменией, я отвечу: спорят за Карабах и пытаются договориться». Это вроде как шутка, но в 2023-м как раз исполнится 100 лет со дня образования автономной области Нагорного Карабаха. Если очень коротко, речь про территорию Азербайджана, на которой проживают преимущественно армяне. Само собой, здесь не без налета религии: Баку – мусульмане, Ереван – христиане. И за этот век конфликты, вплоть до вооруженных, вокруг и в Нагорном Карабахе вспыхивали регулярно. Впрочем, при общей схожести тактические причины всегда были разными.

Вообще, чтобы изучить всю историю, все нюансы и подтексты соседского спора за Карабах, увы, не хватит всего эфирного времени программы «Контуры». Баку и Ереван от Минска – далеко, и понять для белоруса всю суть проблемы сложно. Разве что – интересный факт: в сентябре-ноябре 2020-го, пока мы были заняты протестами и западным давлением, между Азербайджаном и Арменией случилась «Вторая Карабахская война», которую еще называют «44-дневной», но в обеих странах ее же называют «Отечественной». Закончила Отечественную войну, как обычно, Москва – 10 ноября 2020-го Владимир Путин, Ильхам Алиев и Никол Пашинян подписали заявление о прекращении огня.  

Но, как говорят Порошенко и Зеленский, «подписать не значит выполнить». Миротворческий контингент России конфликт сдерживал, но как только миссия была закончена – эскалация продолжилась. Вплоть до сегодняшнего дня. Естественно, стороны обвиняют друг друга. С той лишь разницей, что Ереван – член Организации Договора о коллективной безопасности, а Баку – нет.  

Сядут Никол Пашинян и Ильхам Алиев под надзором Владимира Путина, как ожидается, уже завтра. Собственно, завтра ожидаются и конкретные решения. Штука в том, что простого решения по Карабаху, по ощущениям, не существует. Потому что это лишь формально спор между Баку и Ереваном за некую территорию. 

Глобально – все сложнее. Чаще принято напоминать, что премьер-министр Армении Никол Пашинян – вообще-то лидер победившей в Ереване в 2018-м «Бархатной революции». То есть цветной, против которых борется Минск и весь адекватный мир. Победа «демократии» автоматически означает прозападный вектор, визиты в Ереван звездно-полосатого политического десанта и постоянные озабоченности Вашингтона в поддержку Армении. Но силы уравновешивает… Турция – уже одна из сильнейших стран мира с одним из сильнейших политиков мира. Анкара поддерживает в вопросе Карабаха Азербайджан – и риторикой, и действиями. Так что Нагорный Карабах собрал вокруг себя компанию очень сильных мировых игроков: США, 51-й американский штат под названием «Евросоюз», Турция, есть интересы и общего для Баку и Еревана соседа в лице Ирана. И, конечно же, Россия, которой теперь весь этот геоклубок распутывать.  

Что с этого Беларуси? Для начала, со стороны иногда проблема виднее. Если образно, для Азербайджана и Армении становится политически значимым вопрос «Чей Карабах?», как в свое время уже гораздо ближе к нам пытались всех заставить определиться, чей Крым. Но суть в том, что западным кукловодам обоих конфликтов совершенно все рано и на Карабах, и на Крым, и на Азербайджан, Армению и Украину. Им нужен сам конфликт, желательно – военный, желательно – поострее.  

И, наконец, главное. О том, что Запад будет пытаться создавать очаги напряженности по периметру России, Александр Лукашенко говорил очень давно и очень много. Проблемы создавались в Казахстане, Узбекистане, на границе Таджикистана и Кыргызстана, тлеет Карабах между Азербайджаном и Арменией, в запасе у Вашингтона всегда есть Грузия, шпиц 47-го президента США в виде Польши и полигон под названием Украина. И вроде все это понимают и консолидировано готовы с этим бороться. Но если это не у себя дома. Потому что когда у себя дома – на эмоциях очевидное видят не все.  

Как раз отбросить эмоции и спокойно договориться всех призывает Александр Лукашенко. Потому что его с его опытом готовы выслушать и внимательно прислушаться лидеры следующих стран: Азербайджан, Армения, Россия, Турция и Иран. Потому Президент Беларуси все чаще выступает в роли политического миротворца.  

И последнее – если отбросить высокие сверхзадачи. Если Россия будет вынуждена отвлекаться на решения Карабахского конфликта – значит, часть внимания и сил Москвы будут отведены от западного направления. Где Украина, Польша и НАТО. А значит, это повышает риски и угрозы для Беларуси. И в этой карабахской полемике, помимо братского беспокойства и глобального миротворчества, Александр Лукашенко в первую очередь прагматично делает свою работу Президента – защищает интересы страны, ее суверенитет и территориальную целостность. И делать это приходится, в том числе, на границе Азербайджана и Армении. 

Подписывайтесь на нас в Telegram