Пандемия коронавируса заставила мировое сообщество говорить не только о сохранении здоровья и экономики, но и об экологии. Мол, человек приостановил свою бурную деятельность, и природа стала оживать. Например, уровень транспортной загруженности Нью-Йорка в марте сократился на треть по сравнению с прошлым годом, выбросы угарного газа – на 50%! Спутниковые снимки показали радикальное сокращение выбросов диоксида азота над Северной Италией, в Испании и Великобритании.
Как изменится мир после пандемии, сейчас никто не берется предсказать, но некоторые специалисты уже говорят: самое время менять парадигму мироустройства и ценностей. Надо продумывать новые модели общественных систем и социальной ответственности предприятий. Экологичность – здесь критерий отбора.
Развитие рынка электромобилей – как никогда кстати. Более, того в Беларуси разрабатывается программа перевода общественного транспорта на электротягу. В целом развитие электротранспорта – национальный приоритет.
В стране уже курсируют десятки электробусов. Ученые и конструкторы пошли дальше и представили новые образцы. И здесь, говоря о будущем, можно перефразировать: экологичнее едешь – дальше будешь.
Валерий Атрошенко за рулём с 18 лет. Свою работу любит, без баранки жизнь не представляет. На Минском автомобильном заводе Валерий Иванович – водитель-испытатель.
У электробуса МАЗ-303Е Валерий Атрошенко уже испытал рулевое управление, тормоза, светотехнику. Всего сотни самых разных требований!
С виду автобус с электрическим приводом (проще говоря – электробус) похож на обычный автобус. Только у него нет дизельного двигателя, а, значит, он экологически чистый. Удовольствие – не из дешёвых. Стоит примерно вдвое дороже. Но это пока, уверены производители. По мере выхода на серийность и после некоторых доработок стоимость может стать значительно ниже.
Иван Войтюшонок, заместитель директора Центра перспективных разработок Минского автомобильного завода: «Электробусы, безусловно, пока дороже обычных автобусов. И в первую очередь из-за технологии батарей. Аккумулятор у нас на крыше, в отличие от тех электробусов, которые уже ездят в Минске, поэтому нет необходимости заряжаться на каждой конечной остановке, он заряжается один раз в автобусном парке ночью и дальше работает целый день».
Это значит, что под такие электробусы не нужно создавать инфраструктуру. Подзарядить можно от розетки на 380 вольт, что есть в каждом автобусном парке. Заряжается за шесть с половиной часов, на быстрой зарядке – вдвое быстрее. А вот какой пробег у электробуса? Этот вопрос, скорее, философский. Зависит от поры года, от рельефа и от того, работает ли в салоне отопление или кондиционер! Вот и получается,что заряда может хватить и на 300 километров, а может – на 150.
Изюминка белорусского электробуса – это самое большое, по сравнению с аналогами, количество мест на низком полу. Что, конечно, удобно. Ведущий разработчик третьего поколения электробусов Иван Войтюшонок гордится тем, что наши программисты хорошо поработали над софтом. Ведь ни один автобус сейчас не обходится без компьютеров и электронных систем.
А есть электробус и вовсе беспилотный. Самый первый в нашей стране образец. Его уже протестировали председатель Миноблисполкома Александр Турчин и руководство Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».
Полная зарядка занимает не более четырёх часов. Максимальная скорость – 40 километров в час. Запас хода – около 180 километров. Кстати, управлять автобусом можно в двух режимах: не только беспилотном, но и ручном.
Сперва технологию отработают на территории индустриального парка. Затем в ГАИ изучат вопрос, посмотрят, что нужно изменить в законодательстве для организации коммерческой эксплуатации беспилотников. Кроме того, по проекту реконструкции трассы М3 Минск – Витебск планируется обустроить выделенные полосы для общественного транспорта. В перспективе эти полосы можно использовать для беспилотников.
Модели на электрическом ходу разрабатывают и на столичном мотовелозаводе. Собирают и обкатывают каждую с нуля, чтоб на совесть. Подтверждение тому – электроскутер «Весна». Модель, говорят разработчики, даже претендует на звание самого мощного электромотоцикла в этом классе на мировом рынке! Прототип уже прошёл испытания на полигоне. Успешно. Мощность – до 50 киловатт. Настоящий внедорожник, уверяют производители.
Или вот велосипеды, тоже на электрическом ходу. Цена вопроса, например, такого электровелосипеда – 1800 рублей. Первую партию раскупили быстро. И завод решил: наращивать производство. Самые популярные на электрическом ходу – с мощностью 250 ватт и максимальной скоростью – 25 км в час. Создавались такие на базе знакомых с детства «Аистов». Согласно европейским требованиям, оснащены датчиками вспомогательного движения – реагируют на интенсивность вращения педалей. Зарядки хватает на 4 часа.
Электротранспорт в Беларуси надо развивать, с этим согласен и Президент. На прошлой неделе Александр Лукашенко эту тему обсуждал с учёными. Главный итог этого разговора: наши предприятия необходимо сориентировать на производство недостающих отечественных компонентов для электротранспорта. И сделать это как можно быстрее.
В Академии наук сегодня работают над созданием всей линейки – от электросамокатов и автомобилей до комбайнов по заливке льда и коммунальной техники с электроприводом.
Генеральный директор Объединённого института машиностроения уверяет: их разработки соответствуют мировым аналогам. Сейчас здесь идёт работа по оценке ресурса одного из типов ячеек для батареи элетромобилей.
Сегодня белорусские учёные освоили проектирование, разработку и изготовление опытных образцов электроприводов. Пора выходить на промышленные объёмы. На таких предприятиях, как МАЗ, «Мотовело» надеются, что скоро в стране появится государственная программа, которая поддержит транспортные организации страны, особенно в малых городах, чтобы и в регионах могли закупать электробусы. Ведь чем больше у производителей будет заказов от клиентов, тем дешевле будет продукт. Без сомнения, за автобусами, машинами, скутерами с приставкой «электро» – будущее. А вот насколько далёкое или близкое – зависит от нас.
Подписывайтесь на нас в Telegram