В Беларуси стартовал 15-й Национальный фестиваль архитектуры

Смолевичи обыватели условно разделяют на «новые» и «старые»

В Беларуси стартовал 15-й Национальный фестиваль архитектуры

Территория созидания. Ее площадь 207 тысяч 600 квадратных километров. Узнали, что это за место? В Беларуси стартовал 15-й Национальный фестиваль архитектуры. Основные локации в Минске. А сегодня зодчие со всей страны совершили неспешную прогулку по одному из городов-спутников столицы.


Смолевичи обыватели условно разделяют на «новые» и «старые». У тех, кто не бывал, может возникнуть обманчивый образ музея под открытым небом, как в Полоцке. Впрочем, тревел-блогеры, утверждая, что смотреть там нечего, вовсе не объективны. Александр Матяс – чтобы на века.

По всему горизонту. И вширь, и вверх растут Смолевичи. Как никогда за свои 575 лет. «Город больших планов» с нетиповой, временной аурой. Стоит лишь отойти от стереотипа. В экстерьере экс-села-местечка-горпоселка взгляду есть на чем задержаться.

Дома на высоком цоколе – начала XX века. Словно с картин тезки смолевичского олигарха, мэтра легендарной École de Paris Хаима Сутина. В пейзаже – и бывшая то ли синагога, то ли миква (бассейн для очищения). Имеющий глаза – да увидит «предков».    

Направо и налево, а также под ноги – оценивающим взором. Участники фестиваля архитектуры – те, кто формирует среду обитания «на местах»: от Гродно и Витебска до самых окраин страны. Озеро Великое. Парк народного единства – Минску на загляденье.     

Не просто еще один «спальник». Малая этажность, закрытые дворы, велопарковки, школы, поликлиники. Строят «на вырост». И «соцкульт» будет. Проект «Смолевичи 2035» – до 50 тысяч жителей. Сейчас в городе-спутнике столицы – около 22 тысяч.   

«Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как история планет. У каждого все особое, свое...» – слова поэта Евтушенко применимы и к городам. Стоит коробка. И кому это надо? Вопрос, который должен задавать себе каждый зодчий. А здесь, в Смолевичах, у них еще сверхзадача – найти компромисс между исторической идентичностью и современной составляющей. Зачастую коммерческой.

«1448-й» – не просто год на въездном знаке. У Смолевичей, как и у Несвижа, Ивья, есть свое «чрево». Надо только проявить любопытство. Работа архитектора – это оригинальный взгляд в будущее, но с оглядкой на прошлое. Если строить, то на века.

Фото: Белорусский союз архитекторов   

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Беларусь