«Утро туманное, утро седое…» Эти поэтические строчки на неделе вызывали у белорусов, особенно автомобилистов, не ощущение прекрасного осеннего времени, а, скорее, раздражение. Невероятно густой туман стал причиной   многочисленных дорожно-транспортных происшествий и задержки рейсов в Национальном аэропорту. В стране с пятницы – оранжевый уровень опасности.

«Утро туманное, утро седое…» Эти поэтические строчки на неделе вызывали у белорусов, особенно автомобилистов, не ощущение прекрасного осеннего времени, а, скорее, раздражение. Невероятно густой туман стал причиной   многочисленных дорожно-транспортных происшествий и задержки рейсов в Национальном аэропорту. В стране с пятницы – оранжевый уровень опасности.

Зато  в социальных сетях появилось множество фотографий с  креативными подписями. Белорусские города называли и «туманным бульбионом», и призывали известных режиссёров, пользуясь случаем, снять триллер. 

А сотрудники Белгидромета рассказали о любопытной статистике.  

В среднем, ежегодно в Беларуси 43 туманных дня.  При этом знаменитый ёжик чаще всего мог бы заблудиться в Новогрудке (74   туманных дня) или Воложине (76 туманных дней). Был в стране и самый туманный год. 1960-й. Когда только столица скрывалась в белой водяной дымке 102 раза! Разумеется, и ныне самым туманным месяцем в году является ноябрь (9 дней).  

В эти дни видимость на трассе метров 100 – 150. А ночью было и того меньше. Вот сейчас фирменная машина ОНТ отъехала метров на 200 и её совсем не видно. С одной стороны молочная пелена тумана вроде как убаюкивает. С другой стороны времени на то, чтобы среагировать на изменяющуюся дорожную обстановку остаётся намного меньше. Причём, как у водителя, так и у пешехода.

На скорости 90 км/ч тормозной путь около 40 метров. Это на хороших шинах и при сухом асфальте. А ещё 90 км/ч это около 25 м/с. На принятие решение водителю, как правило, требуется около двух секунд – это ещё плюс 50 метров. Вот только асфальт при такой погоде вполне может оказаться мокрым. Особенно много конденсата оседает на мостах через водоёмы. Возможный пример: 8 ноября на трассе Светлогорск – Жлобин примерно в 6:30 утра водитель фуры не справился с управлением, и его машина заблокировала мост через Березину. Нельзя утверждать, что причина – исключительно молочная пелена, но в той или иной степени она уж точно повлияла. Образовавшиеся пробки рассосались только к обеду.  

В пятницу в Вороновском районе школьный автобус выехал на встречную полосу движения и столкнулся с погрузчиком. Причём, сотрудники ГАИ отмечают, что фары у всех участников светили как положено. Однако ж – не уберегло. Дети не пострадали, а вот водителя автобуса спасателям пришлось в буквальном смысле «вырезать» из машины. Сейчас пострадавший с тяжёлыми ранениями находится в больнице.

Виталий Новицкий, официальный представитель МЧС Беларуси: «В связи со сложными погодными условиями спасатели ведут мониторинг обстановки. Прежде всего, точки риска сейчас это дороги – между городами, поскольку большая вероятность возникновения ДТП с серьёзными последствиями. При этом, разумеется, при такой погоде мы рекомендуем автолюбителям отказаться от поездок, особенно на дальние расстояния, но если это связано с работой, конечно, нужно проявлять максимальную осторожность, и нужно помнить, что в случае возникновения любой нештатной ситуации нужно сообщать по номеру 101 или 112». 

Вадим Чернявский, водитель фуры:  «Вся Польша в тумане. Но в основном стараюсь двигаться днём, потому что в тумане днём хоть что-то замечаешь,  а вот вечером, когда темно, в тумане ничего не видно. Обычно встречные машины видно метров за 200 при таком тумане, который сейчас. Фура у нас сейчас весит на данный момент почти 38 тонн. То есть длина торможения будет около 150 метров при полном торможении. Вес большую роль играет в автомобиле».

Вадим Чернявский говорит,  что в таком «молоке» больше 70 «топить» не стоит. Конечно, стандартный маршрут в три тысячи километров теперь нужно проходить не за 3–4 дня, а за 4–5. 

Вадим Чернявский, водитель фуры: «Вот сегодня утром в Городненской области при выезде на трассу олень выскочил на дорогу, коллега спереди успел предупредить, я успел затормозить. Сегодня также ехали по трассе М-4. Дорога хорошая, но ремонты. Скорость небольшая – 70 км/ч. Но в итоге из тумана выезжает легковушка прямо нам на встречу. То есть она начала обгон фуры, но опять же – она не видела нас, наверное, на встречной. Пришлось затормозить практически до полной остановки».

На улицах с оживлённым движением задние противотуманные фонари только ослепляют едущего позади, так что включать всю иллюминацию не стоит. А вот за городом, где туман гуще, противотуманки будут в самый раз.

Анна Банадык, старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Беларуси:  «Скорость необходимо выбирать, прежде всего, с учётом видимости в направлении движения, состояния проезжей части и, конечно же, конкретной ситуации на дороге. Иногда скорость может не превышать и 20 км/ч, чтобы обеспечить безопасность. Нужно исключить резкие манёвры и торможения, ненужные перестроения, опережения». 

Статистика последних дней показывает – общее число ДТП по стране сильно не подскочило – немногим более 200 за сутки. За белорусскими водителями это уже не раз замечалось – в сложных погодных условиях первые дни стараются ездить максимально аккуратно. Вот только дней таких ожидается, судя по всему, не мало. Если штатный синоптик ОНТ Дмитрий Рябов, конечно, не ошибается.

Дмитрий Рябов, штатный синоптик ОНТ: «Ничего здесь аномального нет. Такая погода типична для начала ноября. Но расслабляться не стоит в связи с тем, что на предстоящей неделе в нашей стране сохранится такая погода. Ожидаются туманы. В ночные и утренние часы добавится ещё и гололёдные явления, потому что температура воздуха в ночные и утренние часы будет уже слабо отрицательная, осадки будут уже смешанного характера – дождь с мокрым снегом».

Гололёдные явления как бы намекают на то, что пора переобуться в зимнюю резину. Какие бы сюрпризы не преподнесла погода, состояние проезжей части они уж точно не улучшат. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Константин Степанец