Это была вторая подобная встреча Президента с чиновниками за последние две недели. 27 мая Александр Лукашенко уже обсуждал с ними экономическую ситуацию в стране. Тогда Президент поручил навести порядок с ценами и валютой и не допустить, чтобы негативные экономические тенденции ударили по людям. Однако, ситуация мало изменилась к лучшему. Излишнее и часто необоснованное повышение цен на потребительские товары, инфляция, сложная ситуация с валютой. Последней каплей в минувший вторник стало резкое повышение стоимости топлива. Александр Лукашенко напомнил чиновникам, что ждал от них несколько иных антикризисных действий.
Ситуация с ценами на топливо, по мнению Президента, лучший пример того, как делать не надо. За две недели стоимость бензина и дизельного топлива повысилась на 51 %. По мнению чиновников, причина в так называемом «народном экспорте». За рубеж челноки везут то, что в Беларуси стоит дешевле, чем на Западе.
Доводы, конечно, понятные, но Президента они не убедили. Одномоментное повышение цен в такой ситуации – это не столько способ решения проблем, сколько создание новых дополнительных сложностей. Александр Лукашенко дал указание снизить цены.
Искать прибыль, по мнению Президента, нужно на других направлениях. Ведь даже в этой ситуации валютные поступления увеличиваются, а отрицательное сальдо снижается. За 4 месяца этого года белорусская экономика сработала с самыми высокими цифрами роста ВВП за последние 10 лет – 112,3 %.
Уже на следующий день после личного вмешательства Президента топливные ценники стали меньше. Такого в Беларуси ещё не было. Сначала повышение на 30 %, затем откат вниз от 13 до 22 %. И всё это за одни сутки.
Кстати, если с учётом понижения цен, люди смогут ездить на личных машинах больше, то чиновники на служебных – меньше. Чтобы слуги народа лучше понимали людей и думали о проблемах «по-человечески», Александр Лукашенко вдвое уменьшил правительству и Администрации Президента топливный лимит. А взамен предложил более экономичный транспорт.
Уже на следующий день журналисты в этом убедились. На стоянке предприятия «Белтрансспецавто», которое обслуживает госаппарат, машин было больше, чем прежде. Если лимита не хватит до конца месяца, то, как уважительную причину неисполнения обязанностей, чиновнику это не зачтут. И тогда уж точно придётся сесть на велосипед.
Ещё одно поручение Президента – разработать эффективную систему защиты потребительского рынка Беларуси.
На уходящей неделе новые механизмы уже заработали. Вывозить за рубеж, за исключением стран Таможенного союза, можно полный бак плюс ещё 10 литров на легковом автомобиле и 200 литров на грузовике и не чаще одного раза в пять дней. За остальное надо платить экспортную пошлину.
В итоге, очередей на АЗС стало меньше.
Виталий Гурьян, начальник цеха предприятия «Лиданефтепродукт»: «Машин стало меньше. Иностранцев заправляем только за валюту».
Ещё одна тема совещания – валюта. Требование Президента – для стабилизации обстановки Правительство и Нацбанк должны действовать согласованно.
Что касается курса доллара, то он останется неизменным. Дальнейшей девальвации не будет.
Правительство и Нацбанк предложили Главе государства сразу несколько подходов к дальнейшей стабилизации ситуации. Возможности для этого есть – предприятия работают, а валютные поступления увеличиваются. Александр Лукашенко поручил Правительству жёстко контролировать распределение валюты и частично уменьшить госрасходы. Вместе с тем, социальная защита населения, отметил Президент, по-прежнему остаётся во главе угла.
Подписывайтесь на нас в Telegram