Ушёл из жизни Жорес Алфёров. Чего достиг и что не успел нобелевский лауреат?

Сегодня не стало лауреата Нобелевской премии по физике Жореса Алфёрова. В том, что мы пользуемся сегодня привычными вещами, немалая его заслуга. 

Сегодня не стало лауреата Нобелевской премии по физике Жореса Алфёрова. В том, что мы пользуемся сегодня привычными вещами, немалая его заслуга. Выдающийся учёный не без гордости говорил: «В каждом гаджете есть доля моих разработок». Жорес Алфёров ушёл из жизни за две недели до своего 89-го дня рождения. 

Журнал Forbes внёс Жореса Алфёрова в список самых влиятельных россиян последнего столетия, как Гагарина, Путина и Сталина. Он был последним нобелевским лауреатом по физике, живущим в России. Родился Алфёров в Витебске, окончил минскую школу, которая сейчас стала гимназией №42. Именно здесь полюбил физику. Теперь учебное заведение гордо носит имя знаменитого выпускника.

Марина Биратко, директор гимназии №42 г. Минска лауреата Нобелевской премии Ж. И. Алфёрова: «Конечно же, поддержка его чувствовалась. Вдохновение от великого человека, имя его, его дух присутствуют».  

Этот дух здесь ощущают и сегодня. Жорес Алфёров часто навещал родную школу, встречался с учениками и отвечал на все вопросы.

Дарья Богдан, выпускница гимназии №42 г. Минска лауреата Нобелевской премии Ж. И. Алфёрова: «Не смеялся над какими-то детскими вопросами. Запомнилось такое человеческое тепло».

Ирина Сайко, директор гимназии №42 г. Минска лауреата Нобелевской премии Ж. И. Алфёрова (2000-2018 гг.): «Он заинтересовал многих детей. Кто не увлекался физикой, стали увлекаться физикой, астрономией в нашей гимназии. 

БНТУ тоже гордится таким родством. В политехе будущий академик учился год. Уже позже его лекции здесь собирали полные аудитории. Лаборатория имени Алфёрова – самая передовая среди вузов для испытаний под высоким напряжением.

Для научных изысканий он выбрал физику, технологии полупроводников и квантовую электронику. Его разработки позволяли снабжать электроэнергией орбитальную станцию «Мир», именно благодаря открытиям Алфёрова появились мобильные устройства и солнечные батареи. Он считал, что наука не знает границ.

Сергей Чижик, первый заместитель председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси: «До последних дней мы были с ним в контакте. Очень много советов, каких-то рекомендаций могли от него получить. Он стоял у истоков «Сколково», у истоков создания академического университета в Санкт-Петербурге».

В 2000-м он получил Нобелевскую премию – высшую для учёного награду. Треть гонорара перевёл в Фонд поддержки образования и науки. Алфёровские стипендии вплоть до 2019-го получали и белорусские учёные, которых он поддерживал, как родных.

Жорес Алфёров, лауреат Нобелевской премии по физике: «В нашей родной Беларуси удалось сохранить высокотехнологичные отрасли промышленности. И мы должны не орать на них, не выдумывать всевозможные политические дрязги, а работать вместе на развитие высоких технологий в нашем Союзном государстве». 

Будущее белорусской науки Жорес Алфёров обсуждал и с Александром Лукашенко. Таких встреч было немало, они многое говорят о значимости учёного для страны, которая всегда будет считать его родным.

Владимир Гусаков, председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси: «Это был наш ближайший и коллега, и соратник, и друг. Он себя не считал иностранцем. Он всё время говорил, что Беларусь – его родная страна, его родная академия». 

Кроме белорусской, Алфёров член академий наук США, Китая, Молдовы, Болгарии, Азербайджана и Армении. Он возглавлял Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук, 26 лет был вице-президентом Российской академии наук. Отстаивал свои идеи не только за академической трибуной, но и в Госдуме.

Дмитрий Новиков, первый заместитель председателя Комитета по науке и наукоёмким технологиям Госдумы России: «Авторитет Жореса Ивановича сказался в том, что в научной среде его имя очень высоко котировалось. Он входил в число лидеров РАН и рассматривался большой группой российских учёных как кандидат на пост президента академии».

До своего 89-го дня рождения он не дожил всего две недели. Мало кто относится к смерти так философски, как учёные. Имя Жореса Алфёрова уже бессмертно. Его разработки, уверяют коллеги, позволят родиться не одному изобретению, а значит, дело академика будет жить.

Подписывайтесь на нас в Telegram