Сфера образования сегодня – это пять кластеров. Детские сады, школы, профессионально-технические и средние специальные учебные заведения – колледжи, лицеи, техникумы, училища. Ну и, наконец, высшее образование: институты, университеты, академии. В одной из них – Академии управления при Президенте Беларуси – не только можно получить после школы высшее образование. Одна из главных задач – еще и подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов и руководящих кадров. У Академии появился новый ректор Вячеслав Данилович. Он рассказал, как подготовить лучших управленцев в нашей стране.
- Вячеслав Викторович, год назад Президент в стенах Академии говорил о том, что этот вуз должен быть главным в стране. Какие пути решения видите для того, чтобы это действительно было так?
- На мой взгляд, необходимо усилить требования к отбору абитуриентов, которые попадают в Академию управления при Президенте Республики Беларусь. Сюда должны приходить настоящие государственники, патриоты Беларуси. В этой связи, если мы говорим о тех, кто оканчивает школы и набирается в институт управленческих кадров, то представляется целесообразным наличие рекомендаций и проведение собеседования, которое будет иметь решающий характер при зачислении абитуриента сюда, в Академию управления, чтобы мы видели, что за человек приходит, а не только ориентировались на баллы, которые он получил при тестировании и в аттестате. Если мы говорим об институте государственной службы, где повышают свою квалификацию люди, которые уже работают в государственных органах, учреждениях, то здесь необходимо проведение предварительного тестирования кадров на местах: в районах, в областях – на предмет определения актуальных направлений повышения их квалификации. Люди же разные, они имеют разную подготовку – технари, гуманитарии. Мы готовы высылать группы наших сотрудников для тестирования, чтобы руководство района, области или государственного органа имело представление, что такого-то человека целесообразно отправить на такие-то курсы повышения, ему не хватает вот такого-то аспекта заданий. Это позволит нам получать здесь, в Академии, людей, которых мы будем готовить целенаправленно, именно учитывать то, что необходимо каждому человеку, и формировать соответственно группы. Мне представляется, это разумное предложение, мы его будем реализовывать. Если мы говорим о научно-исследовательском институте, то здесь важно, чтобы результаты и сами научные исследования были направлены на совершенствование системы государственного управления, подбора государственных кадров – именно такой вот практический выход по профилю деятельности академии.
- Роль Академии в кадровой политике государства – какова она сейчас, по вашей оценке, и какова может быть в будущем?
- Я считаю, что мы, прежде всего, и наше влияние проявляется в том, что Академия управления должна готовить высоких профессионалов-управленцев с убежденной гражданской патриотической позицией и как бы владеющих способностью коммуницировать с теми людьми, которыми они управляют, с теми людьми, которые к ним приходят, которые чувствуют ответственность за судьбу Отечества и всего белорусского народа.
- В этой связи, насколько важно, чтобы управленец был не просто хорошим управленцем, но еще и настоящим патриотом своей Родины?
- Это очень важно, потому что высококачественный профессионал, если он не патриот своей Родины, то он для государства фактически потерян. Он будет ориентироваться только на того, кто больше ему заплатит, где ему выгоднее. Если этого нет, патриотического стержня, то такой управленец в любом государстве не нужен. Очень важно, чтобы управленцы были настоящими патриотами своей страны. Понятно, высокими профессионалами, но без патриотизма это невозможно. В Академии управления действует автоматизированная информационная система «Резерв» – это электронный учет кадров управленцев и их резервы. На сегодняшний день охвачены более 40 тысяч анкет и 183 государственных организаций. С этими людьми тоже ведется целенаправленная работа, особенно с перспективным кадровым резервом, это 1397 человек на сегодняшний день. В основном это молодые специалисты, где-то 15% студенческая молодежь, которые обучаются в вузах, но уже проявили задатки, способность к управлению. Ведем с ними целенаправленную работу, совершенствуя их. Таким образом, подбираются кадры управления как на региональном уровне, так и в масштабах каких-то государственных органов республиканских, государственных учреждениях.
- Вопрос к вам как к историку. По вашей оценке, что сейчас происходит в нашей стране, на каком этапе исторического развития мы находимся?
- Мы находимся, безусловно, на сложном этапе нашего исторического развития, который требует от нас сплотиться, консолидироваться по максимуму. Все те, кто заинтересован, чтобы Беларусь сохранила свой суверенитет, чтобы развивалась так, как считает нужным, как считает нужным большинство нашего народа, которые поддержали Президента Александра Григорьевича Лукашенко, и не допустить вот этого раскачивания. Иначе, если мы потеряем нашу стабильность, то, естественно, потеряем то, что у нас есть на сегодняшний день. А сделано очень много. Как бы кто ни относился, по сравнению с тем, что было в 90-е, когда только Беларусь обрела суверенитет и независимость – это было во многом еще формально, под это необходимо было подвести большую основу социально-экономическую, общественно-политическую. Это сделано в нашем государстве. Мы должны это сохранить и преумножить, а не разрушить и потом неизвестно под чью дудку плясать. Те, кто диктует и пытается навязать сейчас цветную революцию в Беларуси, извне привнести сюда, мы не должны этого допустить. И здесь огромная тоже роль и профессорско-преподавательского состава Академии управления, которые фактически работают с элитой управленческой белорусского общества. На сегодняшний день очень много зависит от современных руководителей, которые должны быть настоящими следопытами в этих условиях, которые проведут наш народ с попытки создания хаоса, смятения и выведут на нормальный, новый, торный путь, но уже опираясь на то, что в нашей стране сделано, не разрушая этого.
Подписывайтесь на нас в Telegram