Говорят, здание Национальной библиотеки видно даже из Космоса! Если так, то оттуда заметны и «Золотые врата Минска» – микрорайон Восток, уникальный памятник белорусской советской архитектуры. В конце 70-х отечественные зодчие удивили не только московских коллег. Для многих иностранцев наша столица ассоциируется именно с восточными «Домами с мозаиками», просто гигантскими. Они открываются каждому, кто прибывает в главный город через Национальный аэропорт. Сегодня две монументальные композиции реставрируют.
Панельные, но вовсе не типовые многоэтажки. И не потому, что здесь должны быть крыши-сады. Микрорайон Восток – дело тонкое: дома – картины! В 70-х годах создание четырёх монументальных панно обошлось почти во столько же, сколько и сами здания. Столица уже не может потерять «лицо».
Александр Михалевич, руководитель объекта: «Идёт «вырубка» мозаики. Фрагменты, которые ломаются от коррозии металла, который армирует бетонную плиту, оно всё поднимается. 30% швов надо демонтировать, выполнить герметизацию».
Работают в подвешенном состоянии буквально. Панно «Минск – город-строитель» – один из двух тяжёлых «пациентов», определили слабые места ещё в 2017-м. Наконец, время собирать смальту. Провели дополнительную экспертизу «Города-героя» – «первенца» мэтра вселенского реализма Кищенко.
Нина Кухаренко, вдова народного художника БССР Александра Кищенко: «77-й год – необычное свидание. Познакомились с Александром Михайловичем, и он меня как раз привёз на этот Восток, показать мозаику, которая только начала ложиться на торец. Картонов не сохранилось, так как всё это погибало в процессе работы».
Этапы большого пути – в фотографиях. Можно при желании найти реальных персонажей. Для панно «Минск – город культуры» художнику позировали солистки ансамбля «Хорошки». Сегодня по кальке, снятой с «Города-героя», реставраторы восстанавливают целостную картину в масштабе один к одному.
Александр Климашонок, заместитель директора предприятия «Белреставрация»: «Синяя линия показывает утрату на объекте. Рисуем картон, накладываем сетку и приклеиваем, непосредственно глядя на каждый мозаичный модуль. Сохранить попытаемся около 70%».
От пыли и грязи оригинальные элементы очищают вручную. «Родина» смальты (сплава сурьмы, свинца, олова и стекла) – Лисичанск, город на юго-востоке Украины. Постараются максимально обойтись старыми запасами, ещё советскими. Не хватит, уверяют, отыскали в Беларуси своего Ломоносова.
Главному архитектору Востока Георгию Сысоеву пришлось побороться за художественное оформление квартала на самом верху. Дескать, у Кищенко советские женщины в образе Мадонны. Что же это – иконы? Ответ мастера, снял все вопросы: для народного художника все люди – боги!
Сегодня декоративные панно – в списке историко-культурных ценностей страны. Памятник регионального значения. Высота каждой мозаики – 40 метров. Площадь – 420 квадратов. Пока мастера трудятся в одну смену. На реставрацию двух фасадов выделено почти три миллиона рублей.
Евгений Садовский, заместитель директора ЖКХ Первомайского района г. Минска: «В случае, если необходимо заменить ещё какую-то часть, то будем просить дополнительный бюджет. Пока срок – март 2020 года».
Строительные леса ставить не стали так же, как и 40 лет назад. Увидеть все четыре мозаики сразу можно лишь, когда движешься с Запада на Восток. Мол, чтобы уезжая, гости ещё не раз захотели вернуться в Минск: «Город-герой», «Город науки», «Город-строитель» и «Город культуры».
Подписывайтесь на нас в Telegram