Убеждать людей, а не принуждать: какие поручения Александр Лукашенко дал чиновникам по борьбе с COVID-19 и о чем Президенту рассказали медики?

Убеждать людей, а не принуждать: какие поручения Александр Лукашенко дал чиновникам по борьбе с COVID-19 и о чем Президенту рассказали медики?

В середине XIV века по всей Европе бушевала пандемия «черной чумы». Дело тогда закончилось очень плохо. Выкосила она от 30% до 60% европейцев. А все потому, что до появления первых вакцин, которые изменили всю мировую историю, тогда оставалось аж 500 лет. Но именно после той пандемии в Европе буйным цветом расцвели искусство и архитектура – то, что мы теперь привычно называем Ренессансом. Пандемия XXI века уже изменила мир – вне всяких сомнений, но приведет ли она к Возрождению? И главный вопрос – какому? 


Спасительная прививка была, есть и, совершенно очевидно, будет главным, а еще точечным оружием в борьбе с этим невидимым врагом. И здесь очень важно убедить, привести нужные аргументы, деликатно объяснить: почему нужно сделать именно так, а не иначе. Но обязательный момент – ваше личное убеждение, а не чье-то принуждение.

Ни в коем случае не переступить эти «красные линии» на неделе призывает Президент всех, кто так или иначе причастен к борьбе с пандемией. Задача медиков, чиновников, журналистов – убедить, но не заставить! А вот Александр Лукашенко вновь и не раз переходит эти «красные линии» в клиниках, где лечат пациентов, чтобы выслушать и услышать тех, кто на этом фронте и работает, и борется за собственную жизнь. И здесь, в реанимационных палатах, практически нет тех, кто сделал ту самую прививку. Обидно! Вот еще один аргумент пользу того, что вакцина – это защита. Нет, не от инфекции, а от ее самых страшных последствий. 

В Минской областной больнице Александру Лукашенко рассказали, как там лечат пациентов с ковид и без. Чтобы лично справиться о самочувствии людей, он вновь в красной зоне. Уже в 16-й раз. В клинике поправляют здоровье примерно 20 тысяч человек в год. Диагнозы у всех разные. Поэтому лечение нековидных пациентов «на потом» не откладывают. Но и для тех, у кого тест положительный, подход комплексный. Пять отделений задействованы в лечении людей с «короной».

Медики хотят больше – пространства, как больничного, так и личного. Александр Лукашенко «за»: и новый корпус (проект должен быть функциональным), и жилье для медиков. Получили ответ врачи на вопросы и о  статусе Боровлян (возможно, это будущий город), и об иммунном статусе Президента. Проявлять интерес – почему бы и нет, но принуждения быть не должно. Принципиальная позиция Главы государства: вакцинация – дело добровольное. Аргументы в ее пользу белорусские медики приводили, но решение каждый должен принимать сам. Совсем другое – важность разработки своей, белорусской вакцины. 

Заразить, чтобы вылечить. Так ученые Научно-практического центра эпидемиологии и микробиологии работают над лабораторным образцом вакцины. Она будет на основе цельного убитого коронавируса. 

Павел Семижон, заведующий лабораторией биотехнологии и иммунодиагностики особо опасных инфекций РНПЦ эпидемиологии и микробиологии: «Лабораторный образец вакцины уже получен, осуществлено конъюгирование инактивированного и очищенного препарата вируса с адъювантом. Продолжаются начатые исследования в формате научного проекта исследования на лабораторных животных, токсичности данного препарата». 

Здесь, конечно, стоит пояснить. Адъюванты, которые микробиологи намерены использовать для слияния с очищенной основой, это особые вещества. Они усиливают иммунный ответ организма на антиген. Лабораторная технология – лишь первое звено. Но такая платформа нужна, чтобы поставить производство сначала на опытно-промышленные рельсы, а затем и медицинский конвейер. И это тоже – на контроле Президента. 

Александр Лукашенко в августе посещал предприятие «БелВитунифарм», на котором планируют «убивать» вирус. А вот «собирать» воедино все части и разливать вакцину намерены «Белмедпрепараты». К мутации коронавируса, а это происходит быстрее, чем прогнозировали, у нас также готовятся. 

Павел Семижон, заведующий лабораторией биотехнологии и иммунодиагностики особо опасных инфекций РНПЦ эпидемиологии и микробиологии: «Мы можем актуализировать штамм и использовать в производстве тот, который будет распространен на данной территории в настоящий момент. В этом прелесть вакцины именно цельновирионнной. Меняется клеточная линия, например, культивирования, которая чувствительна к тому или иному возбудителю, и меняется сам возбудитель, технология остается практически та же самая. Производства вакцин в стране не было. Я надеюсь, что данная платформа, которую мы разрабатываем, ляжет в основу других вакцин от разных инфекций, поскольку технология эта – классическая». 

Из плюсов – антигенная нагрузка на порядок меньше, а значит, ниже вероятность побочных эффектов. Жаль, что технологий создания универсальной вакцины или таблетки от рака нет. Но разве не должны стремиться к этому мысли ученых? 

Как в условиях ковид диагностируют и лечат пациентов с онкологическими диагнозами в, пожалуй, самом известном диспансере страны, Александр Лукашенко знает. По сути, за счет его видения курса и стремления лечить людей в Беларуси выстроили эффективную и структурированную систему оказания онкопомощи.  

Хирургия, радиология и химиотерапия – это три кита белорусской онкопомощи. В стационаре только за первые полгода прошли лечение порядка 10 тысяч пациентов. Виктория приехала из Одессы. Рак миндалин. Выбор, где лечиться – платно в родной Украине, в Германии, Израиле или Беларуси, – делала вовсе не из «меркантильных соображений». 

Виктория Рябович, пациент РПНЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова: «Многие одесситы лечатся именно в Беларуси, не едут в Киев. Мой муж сейчас, кстати, в Израиле, но мы решили лечиться поехать в Беларусь». 

Каждого пациента в центре лечат индивидуально: подбирают схемы по результатам анализов в молекулярно-генетической лаборатории канцерогенеза. За бюджетные деньги только в этом году купили еще два новых линейных ускорителя и компьютерный томограф. Проведать иностранного пациента зашел и Александр Лукашенко. Пациенты с опухолями позвоночника, головы и шеи. Этим людям непросто двигаться и даже говорить. Но посетителю рады и находят слова благодарности. 

Беларусь на третьем месте в мире по успешности лечения рака мочевого пузыря. Идет на спад число случаев рака легких. Приносит плоды скрининг – опухоли врачи обнаруживают на ранних стадиях. Меньше времени проходит и от обращения человека до назначения врачом схемы лечения. 

Уже после посещения клиник Президент рассказал о тенденции, которую наблюдают медики. О возможной связи ковида и уменьшения случаев злокачественных опухолей. Что-то происходит, ведь полностью объяснить гипотезу только тем, что люди меньше обращаются в больницы, даже врачи не могут. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Ковид не только на данном этапе придавил грипп. То есть не болеют люди гриппом практически, но и онкологи подозревают, что рак упал не потому, что люди не обращаются. Они это уже заметили, а что-то вот происходит такое. Ковид-больных нам легче лечить, чем онкологических».

В 2019 году в Беларуси зафиксировали 54 тысячи новых случаев онкологии. Через год – на 20% меньше, это порядка 11 тысяч пациентов. Такая же тенденция отмечалось во многих странах. По итогам этого года онкологи уже фиксируют еще большее снижение заболеваемости злокачественными новообразованиями. Более того, вопросом «Может ли ковид победить рак?» уже задаются многие онкологи. Британский гематологический журнал уже описал случай с пациентом с лимфомой Ходжкина. Мужчина заразился ковидом, поступил в больницу, и после лечения у него исчезли очаги рака. Спонтанную ремиссию объяснили активизацией иммунной системы в ответ на борьбу с вирусом. Онколитический эффект коронавируса – у пациентов с лимфомой стало меньше опухолевых клеток – заметили и авторы публикации в итальянском медицинском журнале Astra Biomedica. 

Сергей Красный, заместитель директора по научной работе РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова: «У нас возникла гипотеза, что это связано с самой коронавирусной инфекцией. Дело в том, что коронавирус характеризуется, во-первых, высокой температурой, которая держится долго. А известно, что злокачественные опухолевые клетки очень чувствительны к высокой температуре. В нашем центре более 40 лет применяется общая и локальная гипертермия для лечения злокачественных опухолей. Кроме того, при коронавирусной инфекции отмечается резкий всплеск иммунитета, как клеточного, так и гуморального. То есть вырабатывается огромное количество антител. Клетки иммунной системы и антитела характеризуются очень высокой неспецифической противоопухолевой активностью, и это используется сегодня в противоопухолевой иммунотерапии. Такое комплексное воздействие (с одной стороны, гипертермия, с другой – всплеск иммунитета) может тормозить опухолевый рост, приводить к регрессии опухолей и даже в некоторых случаях к излечению. Конечно, это пока только гипотеза». 

И понадобятся годы наблюдений, чтобы более четко проследить связь. Александр Лукашенко на этой неделе переговорил и с губернаторами, региональными специалистами и министрами: конкретно и взыскательно. Ведь некоторые перепутали меры профилактики с мерами тотального принуждения. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Уже силой заставляют вакцинироваться. Я же вас просил: не допускайте этого! Я никого не заставляю. Если человек заболел, тот же Пиневич, он никогда к Президенту не пойдет. Так же должен поступать каждый житель нашей страны. Каждый должен распоряжаться своей судьбой так, как считает нужным». 

Ни о каких штрафах или рейдах не может быть и речи. Если человек считает нужным ходить в маске – то ходит, если нет – решение добровольное. И даже оно может зависеть от обстоятельств. 

Президент поднял и другой «болезненный» вопрос. Медики противостоят не только вирусу-мутанту. Другие болезни не испарились. Ведь это не отсрочка платежа в банковских днях – неоказание плановой помощи может стоить жизни человека. Как быстро «развернутся» лицом к людям и возобновят операции и приемы – ситуацию должен отслеживать помощник Президента Александр Косинец. Облисполкомы уже написали план действий. Чтобы снизить ковидную нагрузку и на медперсонал, и на тех, кто тоже пришел на плановое обследование, придется заранее сделать ПЦР. Особое внимание – реанимациям. Сейчас они максимально заняты ковидными больными, но неотложная помощь может понадобиться и людям с варикозом, грыжей. 

Александр Косинец, помощник Президента Беларуси: «Будем максимально освобождать от занятости отделения анестезиологии и реанимации областных больниц, создавая, прежде всего, кислородные точки, расставляя аппараты ИВЛ в районных, городских больницах, выезжая туда усиленными бригадами специалистов медицинских университетов, центров, оказывая помощь больным с коронавирусной инфекцией, и вместе с тем не допустим снижения плановой консультативной помощи. Точно такие же бригады будут выезжать в районы». 

На контроле и кислородная тема. К поставкам в больницы действительно подключили даже ВВС. Но это, скорее, плюс. А в чем минус? Так это в вольной интерпретации поручений Президента. Всех таксистов и курьеров в Минске вдруг решили «загнать» на прививку, а в Бобруйске ограничить горожан в перемещениях. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Очень важна исполнительская дисциплина. Нужно решения исполнять – или работать со мной вы не будете. Особенно Минск. Договорились – исполняйте. Это вопрос нашей выживаемости». 

И скорости реакции. Как оказалось, даже фейки телеграм-каналов, у которых то кислородное голодание, то нет коек, Президент поручал проверять. Сетовали в пабликах и на то, что Александр Лукашенко перестал ездить в больницы. А ведь такая «включенность» в ковидную тему нетипична для мировых лидеров. 

В США привьются на камеру, но с пациентами говорить не станут. В том, что творится из-за ковида на острове близ Нью-Йорка, или почему осужденных просто отпускают домой, разбираться на высшем уровне не будут. В Латвии – рекорд недельной заболеваемости. Президент прививался, заболел, ушел на удаленку. И, видимо, чтобы и другим дышалось и гулялось не так легко и свободно, решил резко ввести карантин. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Возьмите Латвию: чуть больше миллиона населения – ситуация в сто раз хуже, чем в Беларуси. Вы помните, какой мор был в Соединенных Штатах Америки в период первого подъема? И что, у них все хорошо? А наших протестунов все время там стимулируют и деньгами, и прочим: давите Беларусь, давайте будем свергать власть на этих антиковидных мероприятиях». 

Им как раз в рабочем графике Александра Лукашенко вот уже второй год отведено немало времени. Наверное, в этом и причина – чужим достижениям на Западе не то, что не радуются, их просто не признают. Хотя та же ВОЗ зовет Беларусь в инициативу Сovex. Хватает ли баллонов и лекарств? Постскриптум докладывали главврачи столичных больниц и поликлиник. У них, как, впрочем, и у министра, выдался рабочий уикенд. 

Дмитрий Пиневич, министр здравоохранения Беларуси: «Мы откорректировали свои вопросы, планы, начиная с самого маленького районного центра, заканчивая крупными городами, областными центрами, городом Минском. У нас достаточно большое количество коечного фонда перепрофилировано, чуть более 40%, но при этом все республиканские НПЦ. Большинство коек в областных клинических больницах, крупных городах, каждые такие учреждения имеют структуры, которые продолжают оказывать плановую медицинскую помощь». 

Иммунный статус – вакцинирован. Руководитель могилевской школы каратэ Владимир Тарасенко в спорте больше полувека. Месяц назад поднялась температура. По КТ – пневмония, по ПЦР-тесту – ковид. Именно это повторяет Президент – человек вправе решить сам: поверить шестому чувству или прислушаться к рекомендациям врачей и Главы государства. Надеть маску или пойти сделать прививку. Благо возможности есть: и бесплатные антидоты, и интерактивная карта пунктов вакцинации. Они практически в шаговой доступности. В столичный ГУМ приходят и по полсотни человек в день. Не за покупками – за вакциной. 

Валерия Кимбор, помощник врача 16-й городской клинической поликлиники г. Минска: «Я думаю, что процент будет повышаться, считаю, что это не последняя волна. Будем бороться, справляться вместе. Я думаю, мы победим». 

Но только сообща, спокойно, без давления и паники, заботясь о себе и близких. Прислушиваясь друг к другу. 

Подписывайтесь на нас в Telegram