Подарком к очередному, 82-му Дню рождения Большого театра оперы и балета стал день открытых дверей. Которых в театре три тысячи. Разумеется, любопытных зрителей везде сопровождали экскурсоводы и… охрана. Которая и призналась – все двери так и не открыли. Мало ли, что захотят разобрать на сувениры пламенные поклонники Мельпомены.

Подарком к очередному, 82-му Дню рождения Большого театра оперы и балета стал день открытых дверей. Которых в театре три тысячи. Разумеется, любопытных зрителей везде сопровождали экскурсоводы и… охрана. Которая и призналась – все двери так и не открыли. Мало ли, что захотят разобрать на сувениры пламенные поклонники Мельпомены.

В Беларуси только Большой театр всегда начинается с вешалки. Смотрим схему: через главные двери зритель попадает в холл, откуда сразу в гардероб, минуя парадную лестницу. По ней сюда лишь VIP-персоны. И 25 мая, впервые, свыше двух тысяч людей с улицы.

Дмитрий Конопацкий, начальник службы охраны Большого театра Беларуси: «48 камер – они, как и наружные (по всему периметру театра), так и внутренние (все помещения). Можно отследить: вот человек пришёл и вышел, где он проходил».

Самих же стражей Большого ещё никогда не снимали. А ведь эта служба (их в театре всего 30) и опасна, и трудна. За объектом в 84 тысячи квадратных метров нужен глаз да глаз. На седьмом, служебном, подъезде «Ваш пропуск!» спрашивали даже в День открытых дверей.

Владимир Гридюшко, генеральный директор Большого театра Беларуси: «Мы проводим экскурсии по театру. Но это, как правило, делается в выходные дни. И делается только по зрительной зоне».

Офис генерального на том же месте, что и при постройке Большого. Автор проекта в стиле конструктивизм – архитектор Иосиф Лангбард. 70 лет спустя по поручению Президента здание реставрировали. Над головами – 1200 килограммов горного хрусталя. Детям (из личных наблюдений) куда интереснее, что «на дне».

Андрей Иванов, дирижёр: «Когда дирижёр дирижирует во время спектакля, его очень плохо видно солистам. И поэтому они просят».

Симфонии в Большом одновременно играют почти 80 скрипок, тромбонов, ударных, мини-орган. Оркестровая яма легко может быть убрана в трюм, куда «Посторонним вход запрещён». Мол, на глубине 15 метров владения «призрака оперы». Уверяют, есть такой в театре.

Тут нет софитов, только дежурный свет. Это пространство под основной сценой Большого. Сотрудники шутят, называя его «мини-театром». К примеру, 312 электродвигателей – хор, а 38 гидроцилиндров – уже балет. Они работают как автономно, так и в ансамбле.

Гордость театра – 21 подъёмно-опускная площадка. У московского Большого, заметим, их 7. Минутная трансформация… и подмостки – уже палуба «Летучего голландца». Спецлюки-провалы позволяют артистам внезапно появляться и так же исчезать. Как у Моцарта: Фигаро тут, Фигаро там. Среди самых технически сложных постановок «сезонного» репертуара – «Набукко», «Аида», «Тоска», «Турандот», национальная опера «Седая легенда». Дирижёры знают каждую партию от «А» до «Я». Не мудрено: каждый вечер перед глазами бегущая строка.

Андрей Иванов, дирижёр: «У нас в Большом театре нет микрофонов. Оркестровая яма находится именно в том месте, где максимально комфортно и удобно музыкальным звукам между собой смешиваться и в конечном итоге рождать общее гармоническое звучание».

В антрактах примы прячутся по углам от сцены. Принцип Большого: мальчики – налево, девочки – направо. Без особого смысла. Просто исторически сложилось. Солистам оперы «в номера» обязательно пианино.

Анастасия Москвина, заслуженная артистка Беларуси: «Какая-то «сказочная» комната, в которую ты приходишь из дома в джинсах. А выходишь уже принцессой. Здесь есть «феи», которые нам помогают всё это сделать. Это наши гримёры, наши костюмеры».

Билеты на этот балет не достать. Не продают. Впрочем, минимум за месяц в кассах стоит покупать квитки на «Лебединое озеро» – до селе самый популярный спектакль Большого. Мы в репетиционном классе. Наклон пола четыре градуса. Точь-в-точь как на главных подмостках.

Игорь Артамонов, народный артист Беларуси: «Это такое больше «локальное» пространство. И как-то уютнее себя чувствуешь. В тоже время зеркала есть. Можно себя контролировать. Посторонние – сразу репетиция пошла по-другому».

За кулисами Большой – своеобразный концерн. С этакими «дочерними» предприятиями-цехами. Зайдём в швейный. Тут одевали «Лауренсию» по эскизам экстравагантного Александра Васильева. Сейчас модистки заняты костюмами к «Кармен» – последней премьере 82 сезона. Оперой Жоржа Бизе, к слову, 25 мая 1933 года открылся театр.

Владимир Гридюшко, генеральный директор Большого театра Беларуси: «В этом году, может быть, не везде попадёт зритель. Это пока первый опыт. Но мы предполагаем, такой праздник станет традиционным. И формат будем расширять».

Дмитрий Конопацкий, начальник службы охраны Большого театра Беларуси: «Если все двери брать, то тысячи три, наверное, точно. Если не больше. Ночью тоже существуют обходы: и наружные, и внутренние. Поэтому театр всё время под охраной. И пока один случай был, что пытались проникнуть».

Не потеряться в Большом помогали экскурсоводы. Они встречали в фойе. В 1935 году (ровно 80 лет назад) при закладке здания именно тут должен был начинаться портер зала на три тысячи зрителей. Сейчас мест ровно 1188. В первый День открытых дверей из театра не пропало ни одно пианино.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс