Телефонный разговор Лукашенко и Си Цзиньпина: что обсуждали и о чем договорились лидеры двух стран?

Телефонный разговор Лукашенко и Си Цзиньпина: что обсуждали и о чем договорились лидеры двух стран?

Всё друг о друге в провинциях и областях в ближайшие три года будут знать белорусы и китайцы. План развития, в первую очередь экономики, в таком прямом сотрудничестве обсудили Александр Лукашенко и Си Цзиньпин во время телефонного разговора накануне.


Страны отметили 29 лет дипломатических отношений. За это время сделано многое. Но если коротко – все шаги привели к большому политическому успеху – Беларусь вошла в четверку стран, которые Поднебесная считает своими стратегическими партнёрами. 

Договорились о поставках вакцины, противостоять внешним угрозам вместе, обсудили стратегическое партнерство. На первый взгляд, обычный разговор лидеров двух государств под «дату» – годовщину дипломатических отношений. Александр Лукашенко и Си Цзиньпин – в политическом мире это не новость – много и встречаются, и общаются по телефону. Но главное – слова не расходятся с делом. По итогам прошлого года (данные пока есть за 11 месяцев) товарооборот между странами чуть-чуть не дотянул до 5 млрд долларов.

Две недели из Европы в Китай в среднем идет контейнерный поезд. В 19-м году с белорусскими товарами их «уехало» 11. В прошлом году – в два раза больше, несмотря на пандемию. Это результат продуманной логистики – того, над чем белорусы работают тщательнее всего. Нет стран, которые не хотят торговать с Китаем, есть те, кто не может довести туда свои товары так, чтобы они не стали стоить «миллионы». «Великий камень» под Минском, если объяснять совсем просто, был создан как база для китайских компании. Точнее так стартовал. Здесь сразу отвечали за доставку, но оказалось, что за китайцами – куда пойдет локомотив первой экономики важно для бизнеса любого географического происхождения – в Беларусь пришли фирмы из еще 16 стран. И ждут еще. Параллельно работая над созданием одного из крупнейших логистических узлов – связать Китай и Европу.

Это задача номер один. Но. Белорусы пошли сингапурским путем (такой же парк Китай создал и там) и взяли на себя не только организацию перевозок – привезли и запустили производства. И теперь под Минском делают двигатели для нашего автомобильного завода, раньше их покупали в Ярославле, коробки передач – везли из Китая, сейчас все есть на месте, изготавливают многотонные краны – продают по всему ЕАЭС, занимаются разработками в сфере искусственного интеллекта, собирают беспилотники, или вот – 19 тыс. квадратов китайцы построили для стартапов. Откуда угодно. Посыл «приходите в Беларусь и развивайтесь».

Если «не» о высоких технологиях, тогда «о продуктах питания». КНР крупнейший в мире импортер еды. И это серьёзно – потому что у них просто нет свободных земель для выгула и разведения скота. И не будет. Поэтому в категории «добро пожаловать» белорусские производители (в первую очередь) мяса – заводы в Турове, Могилеве, Дзержинске уже поставляют – это только начало списка. Белорусская говядина, например, легко прижилась в Ланчжоуской лапше.

Китай – действительно другой мир. Поэтому даже очень точный перевод торговых марок – важная история. Наша «теплая» для уха «Бабушкина крынка» – там (если впрямую перевести) становится просто «Женщиной с ведром». Поэтому для маркетинга работы немало. Но. В чем Беларусь и Китай хорошо понимают друг друга впрямую – медицина и образование. Медицина, понятно, сейчас выходит на первый план. Китайская вакцина от коронавируса доедет и до Беларуси.

Хуа Чуньин, официальный представитель МИД КНР: «Китай в авангарде глобальных исследований и разработок вакцин. В частности, одна китайская вакцина уже получила одобрение для выхода на рынок, еще несколько – на различных стадиях клинических испытаний. Это вклад Китая в борьбу с пандемией и его участие в международном сотрудничестве по вакцинам».

В этом вопросе к Китаю сейчас пристальное внимание – в Турции массово прививаются именно китайским препаратом. На очереди Бахрейн, Эмираты, Египет, Иордания, Бразилия, Индонезия. Вопрос всплывал и на недавнем сеансе видеосвязи на высшем уровне главы Китая с европейскими лидерами, чат организовали вместо пышного саммита, который планировался в Лейпциге. За что, кстати, на президента Франции, канцлера Германии и председателя Европейской комиссии обрушился шквал негатива не только от конкурентной Америки, но и собственных депутатов. Озвученная причина, почему нельзя дружить с Китаем, – несоблюдение прав человека, военные действия в Южно-Китайском море и даже преследование уйгуров.

И Европа, конечно, соглашается. Все просто: ведь ВВП провинции, например, Шандун, не самой большой в Китае, больше, чем ВВП Российской Федерации. И всё это только растёт. Поэтому план политических лидеров уже Беларуси и Китая – до 2023 года развивать прямое сотрудничество между китайскими провинциями и белорусскими областями – должен сработать минимум на 99,9. Тем более что стратегическое сотрудничество у Китая есть всего с четырьмя странами мира – сравните масштабы. Стратегическим партнером КНР признаёт Россию, Пакистан, Великобританию и Беларусь. Больше ничего объяснять не надо.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Екатерина Круталевич