Будущие поколения оценят наше решение – о важности и перспективах говорил Александр Лукашенко, когда поставил точку в вопросе строительства Белорусской атомной станции. Стратегическому объекту – быть. И эта позиция Главы государства была продиктована и внутренними, и внешними факторами. Доступная и, что важно, своя электроэнергия, снижение зависимости от поставок углеводородов.
Прошло время – в строю уже два энергоблока, и белорусы уже задаются вопросом, где еще в стране может появиться мирный атом. Иная картина в Европе, которая в угоду мифической климатической повестке закрыла атомные станции, но раскочегарила угольные – из-за кризиса. Так каким же был путь белорусского мирного атома? И что его ждет в будущем?
Это был исторический момент – 7 ноября 2020 года. Александр Лукашенко официально запустил первый блок Белорусской атомной электростанции.
Спустя три года в Островце запускается в промышленную эксплуатацию уже второй энергоблок, а Президент получает паспорт готовности объекта.
Строительство своей атомной станции было не политическим порывом, а вопросом экономики, экономии и стратегии будущего. И обсуждение вели еще, по сути, с середины нулевых. В 2005 году Президент утвердил Концепцию энергетической безопасности и поручил изучить целесообразность возведения своей АЭС.
15 января 2008 года принято историческое решение – Белорусской АЭС быть.
Александр Лукашенко оставляет послание в капсуле на площадке строительства станции в 2012 году. Спустя 11 лет АЭС готова, и мы можем оценить экономическую обоснованность стратегического решения Главы государства. Первый энергоблок с момента включения в энергосистему дал больше 14 миллиардов киловатт-часов. Это значит, что удалось заместить порядка 4 миллиардов кубометров природного газа. Станция вырабатывает больше 20% от общего объема электроэнергии в стране, а с вводом второго блока доля в энергобалансе может достичь 40%. У Беларуси появилась не просто своя станция, а компетенции, которые сейчас – на вес золота.
В Беларуси не только готовят будущих атомщиков в вузах. Наших специалистов уже ждут на других объектах.
Ведь у «Росатома» в портфеле больше трех десятков заказов. Россияне сейчас помогают строить атомные станции в Египте, Турции, Бангладеш, Венгрии. Все это страны, которые, как и Беларусь, намерены добиваться энергетического суверенитета.
А еще за счет ввода БелАЭС выбросы углекислого газа будут сокращаться примерно на 7 миллионов тонн в год. Беларусь – на третьей строчке в рейтинге стран с самой дешевой электроэнергией и входит в ТОП-20 по доступности. Это итоги исследования аналитиков РИА «Новости». А вот британское агентство анализирует стоимость электроэнергии в двухстах тридцати государствах. О достойной позиции Беларуси красноречиво говорит интерактивная карта – киловатт-час стоит дешево. А вот во многих европейских странах – иная картина.
Вопрос строительства белорусской атомной станции хотели решить еще в советское время. В 60-70-х годах активно искали место. Нашли – и построили Игналинскую станцию, которая после распада Союза стала не советской, а литовской. Потребление электроэнергии в Беларуси росло и в 80-е. Стали вновь выбирать площадку, но не сложилось исторически. Вопрос решили уже в суверенной Беларуси. Александр Лукашенко наконец-то поставил точку: страна заслужила такой энергетический и экономически целесообразный подарок. А время показало: если десятилетие назад разговоры были о том, нужен ли все-таки мирный атом, то сейчас дискуссионный вопрос – это строить ли вторую станцию или добавлять третий энергоблок на площадке в Островце.
Фото: пресс-служба белорусского Президента
Подписывайтесь на нас в Telegram