Свободные экономические зоны: как функционируют сейчас и что их ждёт в будущем?

162

Как повысить эффективность свободных экономических зон – сегодня обсуждали на совещании у Президента. В целом СЭЗ приносят стране 4% ВВП. Крупные инвесторы, которые хотели бы войти в СЭЗ, есть в каждом регионе. Общий инвестиционный портфель – 850 миллионов долларов. Но тогда зоны свободной торговли нужно расширять. В общем, без калькулятора тут не разберёшься. Анна Пыж – битва за инвестора. 

Этот цех никогда не спит – станки не останавливаются ни на минуту. Каждую секунду, что называется, со свистом – 25 изделий из пластика. За два десятилетия такого оборота здесь не припомнят.

На экспорт уходит больше 80% продукции. Пластик давно продают восточной соседке, сейчас активно ищут место под западным солнцем. Стоило вложить в производство 2 миллиона евро – и первые контракты не заставили себя ждать.

Стоит такое чудо техники до 300 тысяч евро. Вот и ответ на вопрос, как небольшое предприятие смогло так нарастить мышцы. Но откуда деньги на перевооружение? Так сработали льготы. Возможность работать по-настоящему в свободной экономической зоне сэкономила предприятию не одну сотню тысяч евро.

Все 30 лет своего существования свободные экономические зоны – на особом положении. Но их и без того льготный пакет расширили полтора года назад. Поводом стала отмена таможенных льгот при поставке продукции на рынок Евразийского экономического союза. Все страны-союзницы в той или иной степени поддержали своих производителей, в том числе Беларусь. Пришло время проанализировать, а стоила ли овчинка выделки?

Что государство дало, а что получило взамен? Попробуем разобраться. Сегодня свободные экономические зоны есть во всех шести областях. 400 компаний формируют 4% ВВП, на их долю приходится почти 13% промышленного производства, около 16% экспорта и почти 7% прямых иностранных инвестиций. Интересно, что всё это создано руками всего четырёх процентов, занятых в экономике.

В целом, показатели выглядят солидно. Но всё, как известно, познаётся в сравнении. Так вот, за прошлый год резидентам свободных экономических зон предоставили льгот на 275 миллионов рублей, а налогов те заплатили на 900 миллионов. Выходит, государство ничего не потеряло, а только приобрело. Но кое-что имидж свободных экономических зон всё-таки портит. Во-первых, не все резиденты работают одинаково хорошо. Половину производства, половину экспорта и половину выручки дают 20 крупных компаний – это всего лишь 5% от общего числа. И ещё один парадокс: даже имея пакет льгот, треть резидентов свободных экономических зон работают в убыток.

И, что греха таить, это, как правило, организации ведомственного подчинения. «Частники» же работают прибыльно. Да и зарплаты тех в СЭЗ мало чем отличаются от средней по стране. С учётом всего этого предложения о стимулировании развития свободных зон Президент воспринимает прохладно.

В самих зонах экономической свободы считают, что в целом идут верной дорогой. К примеру, только в минскую с начала года вступили 11 резидентов. И надо понимать: бедные в СЭЗ не приходят. Порог вступления (равный минимальному объёму инвестиций) – 500 тысяч евро. За год прибыль в зоне в целом увеличилась на треть. Да и экспорт говорит сам за себя.

Здесь уверены: не будь дополнительных льгот – и рост остановился бы. А ведь сегодня СЭЗ «Минск» – это не только промзона в районе Шабаны. «Штадлер» и «Амкодор» в Фаниполе, «Белджи» в Борисове – это тоже минская СЭЗ. Есть предложения расширить её ещё больше. Стоимость одного только инвестпроекта в районе Национального аэропорта – 50 миллионов евро.

Дмитрий Рудченко, глава администрации свободной экономической зоны «Минск»: «Это и новые высокопроизводительные рабочие места, которые по показателям значительно отличаются от среднереспубликанских по экспорту и по производительности труда».

Собственно этого и не перестаёт требовать Президент. Так что же предлагает правительство? По сути, никаких новых преференций, а, скорее, возможность войти в уже существующие зоны для новых, и, что важно, серьёзных игроков. Для этого нужны дополнительные источники создания инфраструктуры и «добро» на расширение самих зон. Они-то не резиновые. Показатели работы СЭЗ, а может, доводы правительства, убедили Александра Лукашенко в необходимости таких решений. А значит, свободные экономические зоны будут расширяться.

Важное условие от Президента: до конца года каждый, кого пустят в СЭЗ, должен приступить к реализации проекта. Правительство ожидает уже в ближайшее время указ за подписью Александра Лукашенко. А вот в Гомеле ждать не стали и затеяли ревизию. Земли сельхозугодий и лесного фонда исключают из льготного списка. По принципу «меньше, да лучше». Вместо них точечно в зону входят новые площади – но именно привлекательные для инвестирования. Строить на таких участках ничего не нужно. Заходи и работай.

Пример – компания с немецким капиталом. Стояла задача – запуститься за полгода. Поэтому вместо грандиозной стройки решили купить старое здание местного радиозавода. Сейчас здесь выпускают уникальный для Беларуси продукт – барьерную плёнку. Она нужна для упаковки продуктов питания. 300 человек в штате. И прибыль – с первого дня работы.

Так что пока представить достойную альтернативу свободным экономическим зонам сложно. Тем не менее, от них ждут более показательной работы. Ведь государство даёт им немало, а значит, и спрашивать будет ещё больше.

Комментарии 0

ico
Нет комментариев