​Герои репортажа появились на свет – вы только представьте – между Первой и Второй мировыми войнами.

Герои репортажа появились на свет – вы только представьте – между Первой и Второй мировыми войнами.

Без преувеличения, их истории могли бы лечь в основу документального фильма: столько пришлось пережить! Эти люди друг друга не знают, но есть у них одно общее – в свои почти 100 лет они каждое утро идут – нет, не в поликлинику, а на работу!

Каждое утро Михаил Ильич Цейтин в свои девяносто четыре начинает с чашечки кофе. Зарядку не делает. И доводы против утренней разминки у заслуженного тренера СССР довольно убедительные.

Михаил Цейтин, заслуженный тренер СССР: «Организм после сна к этому не готов! Зарядка может быть только гигиеническая, так пройтись немножко дыхание улучшить, кровоснабжение, но развитие мускулатуры, развитие выносливости – об этом не может быть и речи».

Физические упражнения обязательны, но лишь … когда захочется. Правило одно – каждый день. Тренажёры нехитрые, такие есть в каждом доме.

Михаил Цейтин, заслуженный тренер СССР: «Вот отжимания, причём все, как правило, это делают на полу. Я бы их делал опираясь на стол. Почему? Потому что здесь есть возможность более количество раз делать».

И даже рецепт долголетия у легенды белорусской акробатики не такой, как у всех.

Михаил Цейтин, заслуженный тренер СССР: «Человека должен сопровождать стресс всё время. Стресс – это великолепное средство долголетия! Когда я выступал – это положительное состояние, но это стресс! Стал тренировать – это стрессы, когда мои ученики выступают – это стрессы. Ожидание! Результата, ожидание выступления! И если даже не говорить о спорте, а просто жизненной практике – в любой жизненной практике, если ты увлечён чем-то, тебя сопровождает стрессовое состояние! Надо быть чем-то увлечённым! Надо ожидать этого и воспринимать это! Воспринимать с добром!»

Историю его жизни можно слушать часами, рассматривать раритетные фотографии и не верить, что столько можно успеть, пусть и за долгую, но всё же, одну жизнь.

Михаил Цейтин, заслуженный тренер СССР: «Это Титов! Герман Титов! Космонавт! Я ж с ними работал! Меня пригласили, чтобы я разработал программу тренировки вестибулярного аппарата для космонавтов! Ну, я разработал, и они до сих пор пользуются ей».

Громкие победы и мировое признание – всё это будет потом. А в самом начале жизни Михаил Ильич чётко осознал – у судьбы свои, порой очень жестокие правила. В шесть лет, после смерти отца, он стал акробатом в цирке и кормильцем для восьми младших братьев и сестёр.

Михаил Цейтин, заслуженный тренер СССР: «Я работал под куполом в шапито без страховки и без лонжи для того, чтобы больше платили!»

Талант юного гимнаста раскрылся сразу, и с 1937 года он стал постоянным участником популярных при Сталине парадов физкультурников в Москве и … торжественных приёмов после них.

Михаил Цейтин, заслуженный тренер СССР: «Это было двадцатого июля 1940 года, до войны! Там были Сталин и все члены политбюро. И вот проходит и говорит нам белорусы? Да! И он протянул руку, и я вот-вот! А со мной рядом стоял Яша Ермаков футболист! Но он мою руку, раз, убрал и сам пожал! Я водку пил не только с ним! Я водку пил и с Фиделем Кастро и Свободой, и вообще все генеральные секретари ЦК партии социальных стран!»

Во время войны Михаил Григорьевич был начальником парашютно-десантной службы дивизии. Прыгал сам и учил других. После ранения чуть не потерял ногу. Победу встретил в Дрездене и сразу отправился домой, учиться.

Михаил Цейтин, заслуженный тренер СССР: «Приехал в Минск посмотрел, Господи! Всё насквозь просматривается. Но я никуда не стал – здесь, в Минске, в институте».

После учёбы Михаил Цейтин начал тренировать молодых спортсменов. Среди его воспитанников – заслуженные Эдуард Малофеев и Николай Казеко. В 62-м помог футболистам «Беларуси» подняться на третью ступень пьедестала чемпионата СССР, а двадцать лет спустя футбольному клубу «Динамо» завоевать чемпионский кубок.

Его уникальную методику и сейчас используют лучшие европейские клубы.

Михаил Цейтин, заслуженный тренер СССР: «Футбол – это самый ловкостной вид спорта! Это более ловкостной, чем гимнастика. Этот самый ловкостной вид, потому что я ловкость рассматриваю не как умение выполнять какое-то движение! А как способность человека выполнить какое-то действие в связи с создавшейся двигательной ситуацией».

Историй о личных и всесоюзных победах у заслуженного тренера ещё много. Но он спешит на работу. За шестьдесят лет официального стажа в трудовой книжке лишь одна запись. У Михаила Ильича есть правила, которые он не нарушает: одна страна, один брак и одно место работы.

Михаил Цейтин, заслуженный тренер СССР: «Вот уже более 60 лет я иду по этой дорожке! Проводить занятия или лекции читать! Много лет!»

В университете физической культуры таким специалистом дорожат. С ним советуются и опытные тренеры, и молодые спортсмены.

Михаил Цейтин – доцент кафедры гимнастики университета физкультуры. Своим студентам он преподает теорию физической подготовки. И на его лекциях нет прогульщиков.

Геннадий Антонов, доцент кафедры гимнастики БГУФК: «Самое главное, что он рабочий человек, он работает – это не потому, что у него какой-то большой возраст и его держат как знамя! Совершенно не поэтому. Он труженик, он у станка!»

А после занятий в аудитории лично проводит тренировки. Есть у заслуженного тренера большая мечта – увидеть футбольный клуб «Звезда БГУ» в высшей лиге.

Анатолий Шкляр, главный тренер футбольной команды «Звезда БГУ»: «Он даёт ребятам самое главное – уверенность в собственных силах! То есть, когда человек координирован и физически готов, а футбол – это самый сложный координационный вид спорта. Он даёт, когда ты владеешь своим телом своим мышцами, то ты чувствуешь себя уверенно на футбольном поле. Ребята спрашивают, когда будет с нами проводить тренировку Михаил Ильич!»

Более полувека и Михаил Солопов, профессор Академии музыки, спешит на занятия к своим студентам.

Двести учеников, среди них – народные артисты Эдуард Ханок, Владимир Солтан, Светлана Лесун, десятки научных работ – можно было бы и остановится, но в свои девяносто лет заслуженный деятель культуры БССР вновь и вновь поднимается по этим ступеням, чтобы поделиться своим мастерством игры на баяне… и не только.

Михаил Солопов, заслуженный деятель культуры БССР, заслуженный деятель культуры Беларуси: «С ребёнком, когда я даю уроки в музыкальной школе, то всегда разговариваю на его языке. То есть приспосабливаюсь к нему, тяну его на себе. Потому что если я свысока начну – я профессор, а ты кто! И что-то говорю, то он меня не понимает, а я его. Я всегда во главу угла ставлю человека. Кто он, что он. Для чего он и что он делает, чтобы быть человеком с большой буквы. И это нужно воспитывать».

Лада Телеш, студентка Белорусской государственной академии музыки: «Я очень волновалась, потому что он очень известный. И когда мы познакомились, я пришла на урок и поняла, что это такие совершенно безосновательные переживания! Потому что Михаил Григорьевич очень добрый человек, очень светлый, ну очень отзывчивый. Вы просто не представляете.»

Урок окончен, а настоящему педагогу ещё есть, что рассказать своим ученикам: и про то, как с десяти лет ему пришлось работать, и про то, как его талант баяниста случайно заметили в сельском клубе и рекомендовали учиться. А дальше – война, ранение, служба в разведке, и множество наград, среди которых самые дорогие – три ордена Отечественной войны.

Екатерина Дулова, ректор Белорусской государственной академии музыки: «Эти люди – носители исторической памяти. Если говорить о Михаиле Григорьевиче , то это и носитель и особой сегодня профессиональной культуры. В образовании, в исполнительстве в этой сфере и поэтому он, как ни кто, может и скорректировать и подсказать. И вероятно предугадать. Ведь долгожители они скорее мудрецы».

Екатерину Дулову Михаил Солопов помнит совсем ещё маленькой девочкой, а она когда-то и представить себе не могла, что в этом году на юбилейном концерте будет надевать на него мантию почётного профессора.

Екатерина Дулова, ректор Белорусской государственной академии музыки: «Я волновалась невероятно, но для меня было совершенно поразительным почувствовать волнение этого человека, и он в завершении церемонии, когда была возложена шапочка почетного профессора. Он встал на колени к залу! И когда он это сделал, в зале наступила какая-то невероятная тишина. Потом зал обрушился просто от аплодисментов и от эмоций людей, которые понимали что перед ними достойнейший уважаемый человек, который понимает, чем он занимается, но главное, где он находится. Вот это ощутили все! Как он ценит вуз, где он работает, и с каким уважением он относится к тем, кто рядом с ним! Вот забыть я этого не смогу никогда!»

Ещё десять лет назад на месте этой церкви в селе Почапово Барановичского района были развалины. Старинный храм девятнадцатого века разрушили во время второй Мировой. И местным жителям приходилось ходить на службу в маленькую часовенку на кладбище. Только вот читал молитвы, служил за здравие и за упокой всегда один священник – отец Георгий.

Ирина Михненок, житель деревни Почапово Брестской области: «Мне уже 33 года, конечно, первых лет я не помню. Но вот с десяти лет у меня просто здесь жили бабушка с дедушкой, мы очень часто здесь были. И с батюшкой знакомы очень давно. Он очень добрый человек. Он никогда не откажет. Даёт много советов и очень полезных. И про жизнь к нему можно обратиться по любому вопросу. Человек он, конечно, очень хороший. Конечно, требовательный, но он очень хороший».

Вот уже семьдесят лет отец Георгий служит Богу и людям.

Семьдесят шагов от прихода до дома. И каждый шаг, как и воспоминания о нелёгкой жизни, длинною в девяносто один год, уже даются с трудом.

Протоиерей Георгий Сапун, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы д. Почапово: «Здесь одни пожарища были. Не было где жить! Всё это я построил и сад посадил! Ну вот, смотрите, смотрите может мёд найдёте! Всё это сам! Вот то, что тут было – пепелище! Всё было сожжено! Конечно, тяжело. Умереть хотелось. Если бы не грех тяжёлый был, то я бы отнял бы себе жизнь! Вам рассказать это очень сложно, да и не стоит говорить. Я три недели бежал с Сибири».

Георгий Сапун родился в Новогрудке в семье священника. Когда началась война его, двадцатилетнего, призвали в армию. Отец пришёл благословить сына на войну в рясе, что очень не понравилось политработникам. И прямо с пункта распределения парня отправили в ссылку в Иркустк.

Протоиерей Георгий Сапун, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы д. Почапово: «Добывал уголь в подземелье! Во глубине сибирских руд храните гордое терпение, не пропадёт ваш скорбный труд и дум высокое стремление. Ну, конечно, смертельно тяжело. У людей голод Был. Гнилую картошку кушали. Потроха конские».

По 18 часов под землёй, голод, холод, один за другим умирали товарищи. Через три года Георгий Сапун решился бежать. Почти месяц он ехал на крыше поезда.

Протоиерей Георгий Сапун, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы д. Почапово: «Когда двигался поезд, я догонял, прыгал на поезд, ну и поехали с востока на запад».

Но Георгий Сапун не потерял веру ни в Бога, ни в людей. Вернулся, чтобы жить и трудиться.

Протоиерей Георгий Сапун, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы д. Почапово: «Никакой труд меня не пугал. Всё подчинялось: и кузнец, и шахтёр и инженерному делу».

После войны он кончил Духовную семинарию в Минске и всю жизнь мечтал отстроить разрушенный храм. Труд седовласого священника не раз был отмечен православной церковью.

Протоиерей Георгий Сапун, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы д. Почапово: «Я не просил этих наград, ну, получалось».

И благодарность прихожан.

Ирина Михненок, житель деревни Почапово Брестской области: «Все в окружных деревнях, которые есть, они его очень любят и очень знают, очень рады и гордимся, что он у нас здесь. Благодаря ему эту церковь реконструировали! Потому что он очень много сил приложил к этой церкви».

Каждая из этих трёх историй могла бы лечь в основу хорошей книги, документального или даже художественного фильма. Такие разные судьбы и люди. Но есть одно, что их объединяет – труд. Без него, говорят, жизнь стала бы бессмысленной.

Михаил Цейтин, заслуженный тренер СССР: «Я не мечтаю. Я доживу. Чувствую я себя великолепно, что же мне мечтать. Я доживу, конечно. Подумаешь, мне сто лет! То же мне дата! Надо хотеть, надо обязательно, чтобы тебя сопровождали стрессы. Положительные, конечно. Быть увлечённым, чего-то захотеть, чего-то ждать! Вот настолько это важно, когда ты ждёшь чего то!»

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Полина Курилина