Способности и потребности

У Беларуси появился новый символ 70-летия Победы. С цветком яблони. Его представили в минувший вторник на 42-м съезде Белорусского республиканского союза молодёжи.

У Беларуси появился новый символ 70-летия Победы. С цветком яблони. Его представили в минувший вторник на 42-м съезде Белорусского республиканского союза молодёжи.

Три тысячи делегатов со всей страны собрались во Дворце Республики. Для встречи выбрали формат «открытого диалога». В котором вместе с приглашённым на съезд Президентом участвовали и многочисленные делегаты.

Они тонут в звуках и объятьях. Волонтёров в Ждановичском детском доме встречают, как родных. Ведь их видят каждую неделю. Тогда как родителей не помнят совсем. Все эти малыши – дошколята. И у всех интеллектуальная недостаточность. Врождённая. Здоровыми им уже не стать. Но счастливыми? Почему бы и нет.

Маша, конечно, не волшебник. Только учится – на переводчика, третий курс. Но стоило лишь однажды побывать в роли волонтёра, чтобы понять: жизнь уже не будет прежней. Однажды в онкологическом диспансере вместе с сокурсниками она устроила детский спектакль. После – фотографировались. На следующий день, когда Маша принесла показать, что получилось, девочки на одном из фото уже не было в живых… А ведь накануне впервые за долгое время она улыбалась. Это и научило ценить мгновения.

Мария стала волонтёром года. Конкурс на самое «Доброе сердце» проводит Белорусский республиканский союз молодёжи. Она тоже в союзе. И если раньше приходилось в прямом смысле стучаться в каждый детский дом, то сейчас волонтёров уже просят приехать. Весь февраль уже расписан. А Маша полна новых идей.

Она понимает: проект непростой и затратный, а потому поддержку собирается искать в БРСМ. Там, кстати, признают, что волонтёрство не самое раскрученное направление. Больше того, никто толком не знает, сколько их – людей, которые действительно любят отдавать себя другим. Просто так. Но как бы то ни было, сегодня самый простой путь осуществить желаемое – сделать шаг в БРСМ.

И вот студента уже называют «коллегой». Никита – автор одной из «100 идей для Беларуси», которую удалось реализовать. Он разработал систему компьютерного управления освещением ледовой арены. За день режимы яркости света здесь меняют десятки раз. А теперь достаточно раз в неделю запрограммировать расписание с точностью до минуты и больше не терять ни одного лишнего киловатта. Сам молодой учёный по-взрослому рассуждает, что должен быть ещё и менеджером своих идей.

В самом союзе говорят: то, что сети раскинуты так широко – главное достижение. Мол, из любой «первички» идеи быстро приходят наверх – в Центральный комитет. И то, что молодёжь с периферии якобы далека от всяческих идей и союзов – миф. Кстати, развеять его совсем не сложно. Вот типичное сельхозпредприятие в одном типичном районе Гродненской области. Удивление №1: здесь 150 молодых специалистов. №2: больше 100 состоят в БРСМ. От механизатора до бухгалтера.

В общем-то, союз и предполагает: от каждого по способностям, каждому – по потребности. И хотя бэрэсээмовцам частенько намекают на якобы излишнюю приверженность комсомолу и некоторую «советскость», в союзе говорят: не надо передёргивать. Каждый, кто готов что-то в БРСМ привнести, от него что-то и получит. Работа, спорт, творчество, волонтёрство, патриотика – выбирай! Не открещиваясь от прошлого, здесь намерены шагать в будущее. И не на словах – делать его светлым. И даже нынешний съезд по-новому называют открытым диалогом. Он, к слову, таким и вышел. Речи были не пафосными, а вполне конкретными.

Хотя за спинами делегатов шептались: а не слишком ли активно государство поддерживает молодёжный союз?

Почему так много внимания уделяют БРСМ? Ответ в цифрах. Вообще молодёжью в Беларуси принято считать людей от 14 лет до 31 года, а это каждый четвёртый житель страны. А вот внутри этих двух с небольшим миллионов человек примерно полмиллиона тех, кто состоит в Белорусском республиканском союзе молодёжи. Выходит, сложно оказаться в людном месте, где вокруг не было бы человека из БРСМ. При этом вовлечённость активной молодёжи в государственные процессы – это уже совсем другая статистика. Меньше 16% среди госслужащих, около 11% молодёжи в исполкомах и только 3% среди законодателей.

Эту диспропорцию видит и власть, и сам союз. И одно из предложений, кстати, поддержанных Президентом, активнее давать молодёжи работу в исполкомах. Но не для того, чтобы растить чиновника смолоду.

Андрей Беляков, первый секретарь Центрального комитета Белорусского республиканского союза молодёжи: «Не обязательно работать в исполкоме, чтобы быть членом исполкома. Это может быть и общественная нагрузка. Но при этом ты присутствуешь на заседаниях исполкома, имеешь возможность не только обсуждать проблемы в своём регионе, но и вносить предложения. То есть смысл нахождения там не в том, чтобы быть чиновником, а для того, чтобы интересы молодёжи суметь продвинуть на тот уровень. Потому что там многие вопросы решать проще».

Андрей Беляков – новый глава союза, хотя выбор вряд ли можно назвать неожиданным. От второго секретаря до первого – один шаг. Его предшественник Игорь Бузовский с недавнего времени замглавы президентской Администрации. Так что БРСМ – всё-таки кузница реальных управленческих кадров. Но то, что союз автоматически получает поддержку везде и всегда, его руководство называет мифом.

Андрей Беляков, первый секретарь Центрального комитета Белорусского республиканского союза молодёжи: «Бывает, нужно доказывать, бывает, нужно объяснять, но без этого никуда. Ведь приоритетов много разных. Вот почему сегодня нужно что-то сделать для молодёжи, а не для ветеранов? Тут важно понять, что молодёжь – это будущее страны, и от того, как мы сегодня будем готовить молодёжь, завтра так будет жить страна. И поэтому мы говорим, что сегодня нужно вкладывать в молодёжь. И поэтому мы говорим, что нужны стройотряды и нужны льготы».

И что интересно – при этом не нужно дополнительных затрат. БРСМ на съезде вообще не просил денег. А премией «За духовное возрождение», которую союз получил в этом году, решили приблизить давнюю мечту – построить патриотический молодёжный центр в Брестской крепости. Другое дело, что в целом средства, которые расходуют на молодёжь, рассредоточены по разным министерствам. Собрать их воедино, то есть создать консолидированный бюджет, поручил Александр Лукашенко. И ещё – все инициативы молодёжного союза Администрации Президента поручено выстроить в пошаговый план.

Андрей Беляков, первый секретарь Центрального комитета Белорусского республиканского союза молодёжи: «Если выстроена система, зачем её менять? Другое дело – развиваться и что-то новенькое добавлять – конечно, не без этого. Вот мы долго думали – сделали символом яблоко, вот это что-то новое, но хочется, чтобы через год вот таких яблок стало больше».

Это в смысле больше плодов. Творчества, конечно. Да и Год молодёжи – а БРСМ и был его инициатором – обязывает. Запомнится ли – зависит, конечно, и от самой молодёжи.

Новыми проектами молодые обещают не то что бы завалить, но, по крайней мере, согреть душу. 2015 год – это ещё и 70-летие Великой Победы.

В Год молодёжи самая массовая молодёжная организация страны входит масштабно и с большими планами. А ещё в полном расцвете – и яблонь, и сил. Ведь если посчитать, средний возраст молодого белоруса совпадает с возрастом самой независимой страны. А значит, перемена мест в формуле «какая Беларусь – такая и молодёжь» только подчеркнёт её содержание: «какая молодёжь – такая и Беларусь».

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram