Переговоры Александра Лукашенко и Владимира Путина в Сочи: главные темы и ожидания сторон

Сочи – за новостями из этого российского города на черноморском побережье следим пристально. Ещё бы – на переговорах президентов Беларуси и России фактически определяется судьбы интеграции. Александр Лукашенко о позиции Беларуси на уходящей неделе высказывался не раз – она прагматична и понятна. Цена сочинских переговоров – на этом Александр Лукашенко сделал особый акцент – очень высока: как два близких государства будут дальше существовать – ни больше ни меньше.

Программа максимум – договориться по всем нерешённым вопросам. Среди них ведь самые острые: энергетические – цена на российский газ, компенсации от налогового манёвра Москвы и возмещение за поставки грязной нефти. Несогласованность дорожных карт осложнит принятие нового программного документа Союзного государства, который лидеры двух стран обещали подписать в эти выходные к 20-летнию договора о создании того самого Союзного государства.

В прошлом году Минск поставил вопрос ребром по нефтегазовой теме. Это и пресловутый налоговый манёвр с многомиллиардными потерями для белорусской экономики, и цена на голубое топливо, которая для нашей страны чуть ли не вдвое выше, чем в соседних российских регионах. Без этих чувствительных позиций не имело смысла даже говорить о равных условиях, обещанных союзником изначально. Москва, в свою очередь, увязала решение этих вопросов с выполнением хрестоматийных договорённостей о Союзном государстве, которые не иначе как завтра приобретут 20-летнюю выдержку. Минск против ревизии не возражал, это как раз в белорусских интересах, ведь именно мы постоянно напоминаем о тех самых равных условиях, которые прописаны пером. 

Промышленность, сельское хозяйство, транспорт, таможня, налоги, финансы. В последние недели медиасообщество внимательно считало, сколько же документов (в пакете их 31) согласовали партнёры. Но было изначально ясно – всё это белорусы подпишут лишь с гарантией решения самых болезненных для Минска вопросов. 

В январе начали работать над предложениями о дальнейшей интеграции. С российской стороны двустороннюю группу возглавил министр экономического развития Максим Орешкин, с белорусской – его коллега Дмитрий Крутой, который на прошлой неделе совершил соответствующий фамилии взлёт до первого вице-премьера, что, впрочем, не сняло с него ответственности за рабочую группу. Тем более буквально за несколько дней до окончания этой работы. Собственно, эти несколько дней прошли, как и встреча глав правительств накануне, ожидаемо сделав президентов в длинной переговорной цепочке ключевыми звеньями. 

Подготовительная работа была действительно огромной, как и перечень вопросов, по которым стороны искали пути сближения. Было ясно – простыми и быстрыми эти переговоры не будут. К тому же в течение года чёрными кляксами на интеграционную картину привычно ложились искусственные препоны российских госорганов белорусским продуктам питания. И хотя накануне встречи в Сочи россияне включили десяткам белорусских заводов зелёный свет для наливного молока, сухое осталось под запретом, а это – ключевая экспортная позиция. Да и компенсация за грязную нефть, повредившую нефтепровод «Дружба» и оборудование белорусских НПЗ, зависла. То есть договорённости буксуют даже в таких, казалось бы, очевидных вопросах. Что уж говорить о решениях определяющих.

Подробности - в видеоинформации. 

 

Подписывайтесь на нас в Telegram