Шедевры самой закрытой госколлекции Европы – в Минске. Что впервые показывает Великая Британия?

В Минске представили, пожалуй, самую «туманную» художественную коллекцию – Соединённого Королевства. А точнее правительства Её Величества.

В Минске представили, пожалуй, самую «туманную» художественную коллекцию – Соединённого Королевства. А точнее правительства Её Величества.

Свыше 13 тысяч раритетов (включая полотна Хогарта и Констебла) более века зачастую скрыты даже от экспертов. Они украшают, например, кабинеты знаменитого особняка на лондонской Даунинг-стрит, 10.

Афишами в Минске «открыли окно в Лондон». Причём эпохи Просвещения. 300 лет – возраст живописи, графики, пересекшей Ла-Манш – когда-то. До музея путь короче – полкилометра. Но с военизированной охраной. «Чисто» английский газон вне стен дипмиссии впервые. Мистер Бакнел пока привыкает.

Брюс Бакнел, Чрезвычайный и Полномочный Посол Великобритании и Северной Ирландии в Беларуси: «Конечно, это сильный знак нашего самосознания. То есть наш пейзаж внутри всех британцев. Мы любим наш пейзаж».

Посол Её Величества, кажется, лично готов водить экскурсии. Он знает о каждом из авторов. Сходу выдаёт: шотландец в килте – так это кисти Чарльза Тауна. 9 работ в экспозиции 30-ти под кодом GAC – Государственная художественная коллекция.

Николь Симоес да Сильва, менеджер проектов Государственной художественной коллекции (Великобритания): «Каждый объект в нашем собрании имеет инвентарный номер. Это позволяет чётко представлять, где сейчас находится то или иное произведение. Это правда. Госколлекция не такая известная, как другие. Однако сейчас мы стараемся создавать ей имидж».

Основанная ещё при королеве Виктории в 1898 году, коллекция до сих пор нечто «туманное» даже в сознании самих британцев. Не удивительно. Ведь такие берега Уэльса заметны, как правило, только «белым воротничкам», служащим у премьеров на Даунинг-стрит либо в кабинетах Уайтхолла (правительства).

Встречи» с «видом на Лондон» вообще могло и не быть. В 1993 году «закрытую» госколлекцию хотели продать. Одумались! Сегодня эти раритеты называют «культурными послами Великой Британии. Выставляли, к примеру, в Париже. Минск согласовали за месяц. Уж очень оперативно для дипломатического вопроса.

Белорусам знакомы фамилии Гейнсборо, Рейнолдс, Хогарт. Смотрим оттиск с оригинала пионера островной школы искусства. Он из фондов отечественного Исторического музея. Художественный заявился портретом Тадеуша Костюшко из-под резца Уильяма Шарпа. И не только.

Светлана Прокопьева, куратор выставки «Встреча с Британией»: «Для нас было чрезвычайно интересно, что в составе выставки подлинная работа художника, который является родным братом предполагаемого автора нашего полотна».

Батальную сцену (вероятно, восстание 1863 года) Томаса Баркера сравнят с типичным пейзажем Джона Баркера. И конечно, какая «встреча с Британией» без намёка на five o’clock. За стеклом – керамика Веджвуда. Отныне Альбион совсем не «туманный».

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Новости Минска